?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у eho_2013 в Знаменитые московские парфюмеры. Товарищество "А. Брокар и Ко"
пар1.брок.рек

Продолжаю рассказ о знаменитых московских парфюмерах. Сегодня поговорим о Товариществе "Брокар и Ко".

Генрих Брокар, основатель одной из самых крупных и знаменитых российских парфюмерных фирм, был потомственным парфюмером. Но поскольку в родной Франции конкуренция среди представителей этой профессии слишком велика, Брокары решили поискать счастья на чужбине. Отец Генриха Атанас Брокар уехал в Америку, в Филадельфию вместе с двумя сыновьями - у него были патенты на изобретенное им туалетное мыло удивительного качества, и Брокары рассчитывали покорить своим ароматным мылом Новый Свет. Дела у семейной фирмы в Америке вроде бы и пошли, но не так замечательно, как представлялось издалека. Отец в конце концов затосковал по родине и вернулся во Францию, один из сыновей остался в США продолжать бизнес, а энергичный Анри (Генрих) решил искать собственное счастье, а не ходить у брата в подручных. Тут кстати подоспело приглашение от старого приятеля отца парфюмера Гика, решившегося открыть свое дело в России. Для переезда в далекую северную страну, где по улицам ходят медведи и десять месяцев в году стоит лютая зима, нужны были отчаянные головы, а 24-летний Анри Брокар был как раз таким. Анри, недолго думая, согласился и в 1861 году перебрался в Россию, тем более, что Гик платил ему значительно больше, чем родной брат.

пар1brokar
Генрих и Шарлотта Брокар

Россия поначалу юноше не понравилась - запахи кислой капусты, стоялых щей и перегара в трактирах, сырых тулупов и валенок, в которых щеголяли извозчики, смазных сапог, к которым имели пристрастие даже состоятельные купцы, амбре псины от борзых, валявшихся на диванах в покоях помещиков, и лампадного масла практически во всех домах мучили парфюмера с утонченным обонянием. Но постепенно Брокар привык ко всему, к тому же понял, что Россия, где парфюмерные производства делают только первые шаги - золотое дно для предприимчивого человека. Любовь к дочери обрусевшего бельгийца Шарлотте Ровэ укрепила Брокара в мысли остаться там, куда занесла его судьба, а именно - в Москве. Анри и Шарлотта обвенчались, и жена стала его советчицей и помощницей. В качестве главного парфюмера фабрики Гика он мог неплохо жить, но Брокару хотелось завести свое дело - он был уверен, что хозяин делает все не так и скоро разорится.

пар1.брок.рек1
В 1863 году Брокару улыбнулась удача. Он открыл новый способ получения концентрированных духов, продал патент одной французской фирме и получил 25 тысяч франков. Это было не так уж много, но для того, чтобы запустить собственное производство, при экономном использовании могло хватить. Как большинство парфюмеров в России, Брокар собирался начинать с варки мыла. При том, что русские любили мыться, а баня была для них главным удовольствием, мыла стране катастрофически не хватало, и в ход, особенно в деревнях, шли зола, глина, самодельный щелок... Дешевое мыло для народа - вот то, на чем можно было развернуться начинающему предпринимателю. И самым первым шагом на этом пути должно было стать изготовление "детского" мыла, рецепт которого разработал Брокар. Каждая заботливая мать приобретет мыло, не раздражающее детскую кожицу, тем более, если цена на товар будет дешевой.
Когда он получал у московских властей разрешение на свою коммерческую деятельность, те долго ломали голову - как оформить столь экзотический вид занятий - и приписали Брокара к "фельдшерскому цеху".

пар1.брок.мыло
Мыло Брокара "Мандарин" с натуральными красителями, и одновременно - елочная игрушка и забавный сувенир

Брокар арендовал старую конюшню во дворе между Теплым переулком (ныне - улица Тимура Фрунзе) и Зубовским бульваром и вместе с молодым парнишкой Алексеем Бурдаковым, полуучеником-полупомощником, и разнорабочим Герасимом принялся варить первую партию "детского" мыла. Получилось 60 кусков. С этого и началась великая парфюмерная империя Брокара. Мыло продать удалось, правда, в три раза дешевле, чем продавали конкуренты. Три купца согласились брать у Брокара товар для реализации в своих лавках. Но за вычетом расходов, прибыль поначалу была минимальной - 2-3 рубля с партии. Брокар экономил на чем только можно и даже сам развозил товар на тележке или в санях по лавкам, но доходы оставляли желать лучшего... Нужно было либо поднимать цену (а это чревато полным крахом), либо увеличивать объем продукции. Но как ее реализовать? Тогда жена подсказала Брокару выход - детское мыло должно стать одновременно и игрушкой! Надо выпускать его в виде фигурок животных или кубиков с буквами, как те, по которым детей учат читать. Новинка имела оглушительный успех! Мыло-игрушка казалась забавным подарком ребенку, да еще родители старались подобрать для детей весь алфавит на кубиках мыла, и позже многие россияне признавались, что учились читать "по Брокару".
Через пару лет Брокар так "разжился", что стал нанимать "калибер" (наемный экипаж). Вслед за "детским" начался выпуск и других сортов мыла - глицеринового, "шаром" (круглой формы), зеленого "огурцового" в форме огурца... Но настоящим хитом продаж стало "народное" мыло - высококачественный продукт, стоивший всего... 1 копейку за кусок, а при оптовой закупке еще дешевле. Не удивительно, что крестьяне закупали его на ярмарках ящиками и охотно увозили в свои деревни.

пар1_brocard
Реклама мыла фирмы Брокар

На Московской выставке русских производств в 1865 году "народное" мыло получило серебряную медаль. Брокар тут же покидает свою конюшню-мыловарню и устраивает более просторную мастерскую на Зубовском бульваре, а в 1866 году перебирается на Пресню, где устраивает уже настоящую небольшую фабрику. В 1869 году он приобретает усадьбу на Мытной улице. Главный помещичий дом в качестве административного корпуса и кусочек парка с фонтаном остаются, а мелкие надворные постройки сносятся и на их месте вырастают новые производственные корпуса. Усадьба-фабрика получилась такой живописной, что ее изображение надолго превращается в фирменную этикетку компании "Брокар". В 1871 году парфюмер находит себе компаньона - купца Василия Германа, выходца из Саксонии, готового стать пайщиком парфюмерного производства. Вдвоем они основывают "Торговый дом Брокар и Ко", вскоре ставший поистине знаменитым. В 1872 году на Никольской улице в здании, арендованном у известного предпринимателя грека Бостанжагло, открывается фирменный магазин Брокара, где наряду с дешевыми марками продаются небольшие коллекции элитных изделий. Но цены на них также доступны разным кругам горожан.

пар.1брок.зав

Копеечное мыло, составлявшее 9/10 продукции Брокара, приносило серьезные доходы. Жена подсказала еще один ход - выпускать такие же дешевые пудру и помаду и формировать подарочные наборы. Теперь крестьянин или мастеровой мог за 3 копейки купить жене, дочери или невесте гостинец - нарядную коробку с пудрой, помадой и куском мыла, предметами, радовавшими каждую женщину. На этикетках помады с целью просвещения печатали басни Крылова с иллюстрациями. Но мыло мылом, а Брокар теперь мог приступить к мечте своей жизни - изобретению духов и выпуску парфюмерной продукции. Однако позиции на московском и на российском рынке в целом были прочно заняты конкурентами. Товарищество "Ралле и Ко", к примеру. начало свою деятельность на парфюмерном рынке на 20 лет раньше Брокара, уже успело прославить свои духи и даже в середине 1850-х годов стать официальными поставщиками Двора его Императорского Величества.
За право ставить и на своей продукции герб и подобную надпись Брокар отдал бы много...

пар.1.брок.одек1
Одеколон фирмы Брокар "Боярский"

В 1873 году Москву посетила великая княгиня Мария Александровна, дочь императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского. Брокар решил не упустить шанс. На торжественной встрече великой княгине поднесли роскошный букет с дивным ароматом. При ближайшем рассмотрении оказалось, что цветы искусно сделаны из цветного воска и ароматизированы парфюмом, каждый своим, но запахи подобраны так, что сливаются в единую гамму. К букету прилагались флакончики с духами, которые можно было использовать либо по отдельности, либо в той же гамме. (Подобными фокусами Брокар когда-то покорил сердце своей будущей жены). Мария Александровна была поражена. В результате Брокар получил право писать на свой продукции: "Поставщик двора ее императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской"... Конечно, это был не императорский Двор, но надо же было с чего-то начинать! Со временем Брокар стал еще и поставщиком двора испанского короля... Но мечтал-то он о поставках в царский дворец!

пар1_brokar

Брокар продолжал сражаться за рынок. Сосредоточившись на создании духов, работу над мылом он переложил на плечи приглашенного французского специалиста Шевалье. На прилавки одно за другим поступили новые сорта мыла: "Спермацетовое", "Мятное", "Кокосовое", "Русское", "Французское", "Национальное" и еще десятки наименований... Во время Русско-турецкой войны начался выпуск мыла "Военное", поставлявшегося также в армию, а после победы - мыла и помады "Букет Плевны".
пар1brocar
Подарочный набор фирмы Брокар

В 1878 году, к открытию второго фирменного магазина на Биржевой площади Брокар с женой придумали грандиозную рекламную акцию с «праздничными наборами». В газетах появились объявления для господ покупателей, что в день открытия в новом магазине будут продаваться наборы, включающие духи высшего сорта, одеколон, люстрин для волос, туалетный уксус, вазелин, пудру «Лебяжий пух», пуховку, саше, помаду и мыло — и все это по цене 1 рубль за коробку. Московские дамы словно сошли с ума, массово кинувшись на штурм нового магазина. По требованию властей в 3 часа дня двери магазина пришлось вынужденно закрыть, так как конная полиция не могла сдержать толпу покупателей, жаждавших чудесных наборов. Нескольких изрядно помятых в давке дам пришлось  госпитализировать. И  все же с момента открытия до 3 часов дня было продано более 2000 комплектов, то есть продавали пять-шесть коробок в минуту.

пар.1.брок.одек
В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке Брокар устроил фонтан из "Цветочного" одеколона, который незадолго перед тем изобрел. Посетители могли свободно им надушиться, смочить одеколоном шарф, платок, шляпку... Вскоре над всей выставкой, а потом и над всем городом витал аромат "Цветочного" одеколона. Причем аромат был такой, что заслужил на Выставке большую золотую медаль.
Вскоре парфюмер создал около 80 разновидностей "Цветочного" одеколона с преобладанием того или иного растительного запаха.
В 1893 году Торговый Дом "Брокар и Ко" становится Товариществом. На деле это означало, что семейство Брокар выкупило акции компаньонов и стало владеть своей фирмой единолично.

пар.1.брок.рекл

Продолжение следует.

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com