?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Утверждение о том, что по египетскому поверью «из лотоса рождается Солнце», верно лишь отчасти. Настоящий розовый лотос (Nelumbo nucifera), был завезен в Египет из Персии уже в Позднее время и крайне редко появляется в искусстве эллинистической эпохи.



Голубая водяная лилия (Nymphaea cerulea). Озеро в парке Египетского музея в Каире. (с) фото victorsolkin, 2005 г.



Утка, плывущая по заводи. Фрагмент росписи пола царского дворца в Ахетатоне. Штук, роспись, лак. 14 в. до н.э. Мюнхен, Египетский музей (с) фото - Вернер Форман

В Древнем Египте были известны два вида растения сешен - водяной лилии, которая по старинке в египтологической литературе именуются «лотосом»: белая (Nymphaea lotus) и голубая (Nymphaea cerulea). Именно белая водяная лилия была с Нового царства геральдическим растением Верхнего Египта, в то время как голубой лотос имел более священное значение и был в значительной степени связан с заупокойным культом, поскольку голубой в Древнем Египте – цвет траура.



Светильник в форме цветка белой водяной лилии. Из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.



Подставы с "немсет" - сосудами для возлияний, украшенные букетом голубых лилий. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

По словам Геродота, цветки этой лилии, которую он также называет лотосом, были особенно ароматны и потому часто использовались на пирах; Геродот также указывает, что простые египтяне часто использовали в пищу сушеные семена лилии, которые были отнюдь не лакомством, а пищей в голодные годы.



Ритуальное "блюдо Нуна", с изображением водяных лилий и масок богини Хатхор. Фаянс. 15 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото victorsolkin, 2004 г.



Кубок в форме цветка водяной лилии из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Благодаря тому, что цветок водяной лилии появляется над водой лишь с восходом солнца, он играл очень важное значение в гелиопольской космогонической традиции, в соответствии с которой именно в цветке лилии из вод Нуна, предвечного хаоса, появилось солнечное божество.



Тутанхамон, рождающийся из цветка водяной лили, подобно божественному Солнечному младенцу. Дерево, штук, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - Вернер Форман



"Косметическая" ложечка в форме девушки, несущей дары реки и букеты лилий. Дерево. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото - RMN

Лилия была символом возрождения, а потому связывалась с заупокойным культом. Так, венки, которыми украшали гроб и статуи умершего, довольно часто были выполнены из цветов водяной лилии, а четыре сына Хора, боги-покровители усопшего, связанные с северной частью неба, также изображались стоящими на цветке лилии, вырастающей из под престола Осириса, владыки иного мира.



Рамсес II, держащий золотую лилию с четырьмя духами, сыновьями Хора, перед Осирисом. Рельеф из храма Рамсеса II в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото victorsolkin, 2005 г.



Водяная лилия со стоящими на ней сыновьями Хора, растущая из "чистого" озера Кебеху, на котором покоится престол Осириса. Фрагмент виньетки из "Книги мертвых" Хунефера. Папирус. 13 в. до н.э. Лондон, Британский музей. (с) фото - egyptarchive.co.uk

Менат – противовес к ритуальному ожерелью богини Хатхор, владычицы любви, жизни предвечной матери, часто имел форму стилизованного тела богини, беременной солнцем или луной; в этом случае с одной стороны мената круглая «утроба» богини содержала изображение ее младенца, родившегося из цветка водяной лилии, а с другой стороны – сам цветок, распустившийся на рассвете.



Менат с изображением лунного младенца, сидящего на цветке лотоса в чреве богини-матери. Бронза. 7-6 вв. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото victorsolkin, 2004 г.



Лунная ладья, плывущая по озеру с лилиями. Пектораль из гробницы Тутанхамона. Золото, электрум, стекло, полудрагоценные камни. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Голубая лилия считалась символом бога Нефертума, согласно изречению 266 «Текстов пирамид», - «ароматного цветка у носа Ра», изображавшегося с водяной лилией на голове. Изречение 81 из «Книги мертвых» говорит о трансформации духа умершего в цветок водяной лилии: «Я – этот чистый цветок лилии, который поднялся из рассвета, который у ноздрей Ра. Я появился, чтобы найти Хора, ибо я тот, кто чист, тот, кто явился из топи… О, цветок лилии, подобный Нефертуму…» Этот цветок часто помещали поверх приношений на жертвенном алтаре, поскольку его особенный аромат привлекал богов и души усопших предков.



Нефертум. Расписанный рельеф из гробницы фараона Хоремхеба в Долине царей. 14 в. до н.э. (с) фото - kv5.com



Статуэтка Нефертума. Серебряный сплав. 9-6 вв. до н.э. Берлин, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Нефертум, сын Птаха и Сехмет, почитавшийся в Мемфисе, считался покровителем ароматных масел и благовоний; известны названия семи священных масел, подвластные богу и использовавшиеся при бальзамировании. Кроме того, Нефертум связан с луной и белыми металлами, именно поэтому его статуи часто изготавливались из серебра. Судя по текстам на некоторых амулетах, Нефертум в гневной форме повелевает ядами, и может быть опасным для человека, подобно своей матери Сехмет.



Статуэтка гмппопотама, расписанного цветами и листьями водяной лилии. Фаянс. 19-18 вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств. (с) фото - Вернер Форман.



Капитель колонны в форме букета голубых водяных лилий. Храм богини Исиды на острове Филе. I в. до н.э. (с) фото мое, 2002 г.

В отличие от распространенного мнения, в архитектуре Египте никогда не было «лотосовидной» капители. То, что зачастую выдают за лотос, на деле было стилизованным изображением распустившейся метелки папируса. Колонны с капителями в виде цветка водяной лилии или букета лилий встречаются со времени V династии, но крайне редки и, использовались, в основном, для декорировки жилых помещений дворцов и частных резиденций. Чуть большее распространение этот вид капители получил в Греко-римское время.



Реконструкция полихромной росписи капители из храма Исиды, сделанная на основе зарисовок Дэвида Робертса. Автор неизвестен.



(с) текст - Виктор Солкин victorsolkin.

Источник: http://community.livejournal.com/sophia_oriental/19410.html

Верхняя иллюстрация - царь Сети I, поливающий священной водой горшки с водяными лилиями и папирусом, посвященные богу Сокару. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото victorsolkin, 2007 г.

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com