?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Название статьи не случайно и является отсылкой к передаче «Кино не для всех», в рамках которой по телевизору в 1990-х показывали шедевры европейского артхауса. Существует популярное кино, так называемые блокбастеры, с большим бюджетом, рекламой, популярными актерами и расхожими сюжетами. И существует авторское кино – артхаус, не рассчитанное на широкую аудиторию, лишенное стереотипов, экспериментальное и новаторское. Популярное кино служит развлечению зрителя, авторское кино исследует и открывает новое, расширяет границы и двигает искусство вперед. Многие художественные и сюжетные приемы, которые теперь широко используются в массовом кинематографе, были придуманы и реализованы в артхаусе двумя-тремя десятилетиями ранее. Похожая ситуация сложилась и в парфюмерии.

Натуральная парфюмерия занимает особое место в авторской нише, являясь одновременно и совершенно новым направлением, и хорошо забытым старым. Всего полтора столетия назад вся парфюмерия была натуральной. Промышленная и химическая революция полностью изменили парфюмерный мир. И теперь мы живем в мире искусственных ароматов. Они окружают нас везде – в парфюмерии, косметике, бытовой химии, пищевых ароматизаторах. Это привычный для нашего носа ароматический контекст. И любые ароматы, вырывающиеся за границы привычного, кажутся нам странными и не всегда приятными. В том числе и натуральные духи. Как знакомиться с ароматами и находить что-то свое, я хочу рассказать в этой статье.




Фотография студии Два ворона. Сделана на фестивале независимой парфюмерии.

Для начала давайте вспомним азы парфюмерной грамотности.

Существует несколько видов парфюмерных композиций – это одеколоны, туалетная вода, парфюм и духи. Они различаются по степени концентрации. Концентрация одеколона (Eau de Cologne, EDC) – от 2 до 5% в спирте; туалетная вода (Eau de Toilette, EDT) – от 5 до 15%; парфюмированная вода (Eau de Parfum, EDP) – 15-20%; и, наконец, духи – 25-30%. От концентрации парфюмерной композиции напрямую зависят – насыщенность, стойкость и цена аромата. Некоторые из мастеров могут делать один и тот же аромат – в разных концентрациях. EDT и духи, например. Лайт-версия и фулл-версия аромата – на разный вкус.

Существуют спиртовые, масляные и твердые духи. Спиртовые духи – это европейская традиция. Спирт растворяет любые ароматические вещества и служит отличным консерватором. Спиртовые духи гораздо лучше хранятся и дают так называемый шлейф аромата. «Из-за этих дам стрелялись, совершали сумасбродства, их любили, ими восхищались, а они шли вперед, оставляя за собой шлейф аромата...» – это не только о прекрасных дамах, но и о духах на основе спирта. Духи на основе масла – это восточная традиция, поскольку мусульманская религия запрещает использовать спирт. Эти ароматы нежнее, интимнее, пахнут близко к коже и не дают шлейфа. Хранятся хуже, поскольку масло неизбежно начинает портиться через какое-то время. В твердых духах к масляной основе добавляется воск и получается своего рода ароматическая помада, которая имеет те же свойства, что и масляные духи.

Что такое ноты и пирамида аромата? Использованию музыкальных терминов в парфюмерии мы обязаны английскому парфюмеру и химику Септимусу Пиессу, который сделал смелую попытку совместить свою классификацию ароматов с нотной грамотой и расположил все ароматические вещества по аналогии с музыкальной гаммой. Концепция Пиесса не прижилась, а вот музыкальная терминология в парфюмерии сохранилась и по сей день. Когда вы открываете бутылочку с эфирным маслом – вы просто чувствуете аромат этого масла, вне зависимости от того, апельсин это или кедр. Но духи – это сложная композиция, в составе которой может быть много разных ингредиентов и они не будут пахнуть все одновременно. В составе композиции или смеси отдельные компоненты в разное время будут испаряться и отдавать свой аромат. Время испарения разных ароматических ингредиентов в парфюмерной композиции разделено на три этапа, которые называются нотами аромата. Это верхние, сердечные и базовые ноты – пирамида аромата. Верхние ноты в аромате звучат и раскрываются в первые 10-20 минут. В натуральной парфюмерии это, как правило, цитрусы и травы. Сердечные ноты – раскрываются следующими и звучат 30-40 минут. Это цветы и пряности – сердце любого аромата. Базовые ноты – раскрываются последними и остаются в шлейфе. Это древесные ноты, смолы, бальзамы, животные ингредиенты (мускус, кастореум). Они же являются и фиксаторами аромата – продлевают общее звучание всей композиции. Но у любого правила есть свои исключения. Существуют смолы, которые дают верхнюю ноту – гальбанум, элеми и некоторые из ладанов. К тоже же парфюмер может сделать акцент на любом из аккордов, чтобы сделать общую тему аромата цветочной или древесной, подчеркнув и усилив тот или иной аккорд.

О стойкости аромата. В парфюмерной промышленности стойкость ароматов тестируют на ткани или бумаге, помещенной в герметичный сосуд. Стандарты могут быть разными – для разных видов парфюмерной продукции. На человеческой коже ароматы на стойкость не проверяют. Потому что все люди – разные. Особенности раскрытия и длительности звучания аромата на коже человека индивидуальны и непредсказуемы, о чем я еще напишу. В парфюмерной композиции стойкость аромата обеспечивается балансом между верхними, сердечными и базовыми нотами. Однако стоит помнить, что в натуральные духи не добавляют никаких веществ, искусственно увеличивающих стойкость и длительность аромата. Для парфюмера на первом месте могут стоять – интересная композиция, сочетание, идея или история. И если в духах вы ищете именно стойкость, вы можете найти ее в аутентичной индийской или арабской парфюмерии. Она не будет натуральной, что бы там ни говорили об этом продавцы, но стойкость у этих ароматов просто феноменальная.

Мужские и женские ароматы. Сама идея деления парфюмерии на мужскую и женскую возникла только в XIX веке. И разделили ее по такому принципу: все цветы – прекрасным дамам, все древесно-травяные ароматы – джентльменам, по ассоциации с охотой и запахами леса. С тех пор сменилось много эпох и мод, в зависимости от которых, эта гендерная разница в парфюмерии двигалась в разные стороны и сейчас уже практически стерлась. Мой многолетний опыт работы с разными людьми и ароматическими запросами говорит о том, что людям нравятся и комфортны самые разные ароматы.

Принято делить ароматы на группы – цветочные, древесные, амбровые, восточные, фруктовые, зеленые (травы), в зависимости от ведущих нот аромата. Гурманские ароматы – кокос, ваниль, шоколад, чай, кофе и т.п. Однако есть ароматы, изменившие историю и ставшие классикой, которая не стареет. Это – одеколоны, фужеры, шипры и кожаные ароматы. О них хотелось бы написать отдельно.

Одеколон - Eau de Cologne, «Кёльнская вода», придуман в начале XVIII в. итальянским парфюмером Иоганном Мария Фарина. «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины», — написал парфюмер в 1708 году, в письме своему брату. Благодаря любви Наполеона к этому свежему цитрусовому аромату о нем узнал весь мир, и слово «одеколон» стало нарицательным.

Фужер – слово «fougère» с французского переводится, как «папоротник». Согласно легенде, папоротник цветет только раз в году – в ночь на Ивана Купала, и его цветы обладают магическими свойствами. В парфюмерию фужеры попали благодаря открытию ароматического вещества – кумарина, который стал первым искусственным парфюмерным ингредиентом. В природе кумарин встречается в составе бобов тонка и имеет горьковато-сладкий запах, напоминающий запах сена. В 1882 году парфюмерный дом Houbigant выпустил аромат «Fougère Royale» – «Королевский папоротник», и этот аромат был безумно популярен. Благодаря этой популярности в парфюмерии появилось отдельное направление – ароматы с нотой фужера. Отличительной чертой фужеров является сочетание кумарина, дубового мха и лаванды. В нынешние времена к этой группе могут относить практически все древесно-травяные композиции. Но остается парфюмерный канон и он неизменен.

Похожая история произошла и с шипрами. Духи «Chypre» были созданы французским парфюмером Франсуа Коти в 1917 году и названы так в честь острова Кипр. Огромная популярность, множество попыток воссоздать нечто похожее в своих ароматах, и как результат – отдельное направление в парфюмерии. Шипровый аккорд – это дубовый мох, пачули, бергамот. В остальном, фантазию парфюмера ничто не ограничивает.

Популярность благородного запаха кожи глубоко уходит корнями в европейскую историю. Гильдия парфюмеров и перчаточников во Франции XVII в., русская кожа – юфть в XVIII в., и закономерное появление кожаной ноты в ароматах XX в. Легендарные духи «Cuir de Russie», созданные для дома Chanel русским эмигрантом и парфюмером Эрнестом Бо в 1924 году; знаменитый «Bandit», созданный Жермен Селье в 1944 г., и многие другие. Кожаную ноту в духах дает березовый деготь, пачули, ветивер, кастореум или мускус – вместе или по отдельности, в зависимости от замысла парфюмера.

Теперь от общих парфюмерных тонкостей и нюансов перейдем непосредственно к современной натуральной парфюмерии. Натуральные духи начали свое возвращение в парфюмерию в середине 1990-х годов. Первыми парфюмерами, которые возродили это давно забытое искусство, стали американские ароматерапевты. В своей работе с эфирными маслами и составлении ароматерапевтических смесей они обратили внимание на парфюмерную ценность ароматов, которая заинтересовала и вдохновила их. Они учились, экспериментировали, читали и писали об этом, искали что-то новое и изучали давно забытое старое. Самые известные из них – это Аманда Афтель, ее ученики и последователи, которые создали собственное сообщество, а затем и гильдию натуральных парфюмеров. В 2000-х годах независимые парфюмеры, которые работают с натуральными ингредиентами, стали появляться в России. Это свободные художники, которые живут и работают вне парфюмерной индустрии и диктата моды. Они ищут и создают свое в мире ароматов, предпочитая верность искусству, а не коммерции. Ароматы, созданные независимыми авторами, можно встретить на выставках и фестивалях независимой парфюмерии.

Духи из натуральных ингредиентов могут восприниматься странно и непривычно теми, кто никогда прежде не сталкивался с натуральной парфюмерией. Мы привыкли к синтетическим отдушкам и ароматам. Рекламные образы и штампы, растиражированные журналами, диктуют нам как правильно одеваться, чем полагается пахнуть и что следует покупать в этом сезоне. Сегодня в моде свежие ароматы, завтра – восток, блондинкам – одно, брюнеткам – другое, и т.д. Причуды моды изменчивы и никак не ориентированы на индивидуальные особенности человека или его комфорт. Многие из тех, кто приходит ко мне впервые, совершенно не умеют ни знакомиться с ароматами, ни доверять собственному вкусу и ощущениям. Такие люди беспомощны и убеждены, что только другой человек – консультант или парфюмер, который видит их первый раз в жизни, – должен лучше них самих знать, что им будет нравиться и подходить. Но, на самом деле, о том, что подойдет именно вам, с каким ароматом вам будет комфортно и легко – знает только один человек. Это вы сами. И чтобы научиться искать и находить такие ароматы, нужно для начала ближе узнать самого себя. Узнать и принять собственные вкусы, предпочтения и индивидуальные особенности. Перестать гнаться за модой и научиться доверять себе.

Что нужно знать о себе? Каждый человек индивидуален – не только как личность, но и с точки зрения физиологии тоже. Мы отличается друг от друга не только вкусами и предпочтениями, но и такими параметрами, как температура тела, сухость или жирность кожи, гормональный баланс и обмен веществ. И все перечисленное влияет как на восприятие ароматов, так и на индивидуальные особенности раскрытия и звучания ароматов на коже человека. Есть люди, на которых прекрасно раскрываются цветочные ароматы, и есть те, на ком цветы звучат сдержанно и тихо. То же самое может происходить и с древесными ароматами, и с цитрусовыми, и с любыми другими. Аромат, который восхитительно раскрывается на коже вашей подруги, на вас может вести себя иначе. Поэтому обязательно тестируйте ароматы на себе. Внимательно наблюдая, как раскрываются и звучат те или иные ноты, вы сможете многое узнать и об этом аромате, и о себе. Открывая флакон, вы чувствуете, в основном, только верхние ноты аромата. Один, максимум полтора аккорда, по которым невозможно оценить аромат целиком. Нюхая духи с бумажного блоттера вы можете оценить аромат в целом, но ничего не узнаете о том, как он раскроется и будет вести себя на вашей коже.

Снова о стойкости ароматов. Как я уже упоминала, поведение ароматов на коже очень индивидуально. Есть люди с прохладной и влажной кожей, на которой ароматы раскрываются медленно и живут довольно долго. Есть люди с кожей жаркой и сухой – на ней аромат будет звучать ярче и исчезнет быстрее. К некоторым ароматам быстро привыкает наш нос и мы перестаем их чувствовать, но не перестаем пахнуть. За годы парфюмерных консультаций и встреч я видела множество разных индивидуальных особенностей раскрытия ароматов, иногда довольно неожиданных. Единственный способ выяснить как поведет себя тот или иной аромат на вашей коже – это самостоятельно пробовать и наблюдать. Знать и учитывать свои личные особенности. Существуют общие рекомендации, помогающие продлить звучание аромата. Можно нанести на кожу крем без запаха, а поверх него уже сам аромат – крем замедлит процесс испарения аромата. Можно наносить аромат на одежду, но стоит соблюдать осторожность, особенно со светлыми тканями, чтобы не осталось пятен от эфирных масел, которые содержат не только душистые, но и красящие вещества. Волосы на голове не нагреваются до температуры тела и поэтому долго сохраняют запахи.

Первое знакомство с ароматами обычно случается либо в парфюмерных магазинах, либо на парфюмерных выставках и ярмарках. Это всегда довольно поверхностное знакомство. Поскольку ароматов там, как правило, много. А вот возможности нашего носа и восприятия, к сожалению, ограничены. Нос устает и отказывается различать запахи. Затем, благоухая духами и туманами, вы возвращаетесь домой, прихватив пару-тройку приглянувшихся пробников для более близкого знакомства. Как лучше сделать это, чтобы составить наиболее полное впечатление? В первую очередь, возьмите паузу и отдохните. Примите ванну, поужинайте, выпейте чая. Вашим рецепторам нужно время, чтобы восстановиться и вернуться в рабочее состояние. Начинать знакомство с новым ароматом лучше всего дома, в спокойной и привычной обстановке. Очень не рекомендуется пробовать новые ароматы в метро, на улице, в других многолюдных и шумных местах. Вы не сможете ничего толком понять об аромате в таких условиях, когда вокруг слишком много отвлекающих факторов. И скорее всего новый аромат вам разонравится и начнет раздражать. Хотя, на самом деле, раздражать и отвлекать будет шумная или нервная обстановка вокруг. Но эти ощущения неизбежно окажутся связаны именно с этим ароматом. Так работает наше восприятие и память. Воспоминания и запахи тесно связаны друг с другом. Это важный момент, который нужно учитывать при знакомстве с новыми ароматами.

Знакомство с авторской и натуральной парфюмерией – это всегда знакомство с чем-то новым. Поэтому, если вы ищете что-то «как у Шанель» – это стоит искать в магазине Шанель. Мы не копируем известные бренды или ароматы, не следуем за модой или рекламой, не хотим угодить всем или продать вам духи любой ценой. Философия авторской парфюмерии заключается не только в том, что авторы ищут и создают что-то свое, но и в том, что слушатели могут искать и находить свое, общаться и обмениваться впечатлениями. Это уникальная возможность диалога автора и слушателя. Но такой диалог возможен, только если слушатель непредвзят и готов узнавать и пробовать что-то новое и отличное от того, к чему он привык. Потому и – парфюмерия не для всех. Натуральные духи самобытны и индивидуальны, они рассчитаны скорее на личный контакт с человеком, нежели на публичное использование. Это требует определенной тренировки обоняния и восприятия, которая происходит сама собой – чем больше вы нюхаете и запоминаете, тем больше начинаете различать и узнавать. Это большое и увлекательное путешествие, в котором вас ждет масса новых открытий и впечатлений, если вы будете готовы встретиться с ними. Эти открытия могут не только навсегда изменить ваше восприятие, но и обогатить повседневную жизнь, добавив гармонии и новых красок. Натуральные ароматы – это ключ к сокровенному миру запахов, чувств, воспоминаний и ассоциаций, который есть у каждого человека.


Автор статьи Анна Герасимова.
При перепечатке указание авторства с ссылка на сайт http://www.art-perfume.ru обязательны.

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com