?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Теория ощущения и восприятия запахов.

Органом обоняния является верхний отдел носовой полости. Стенки ее образуются главным образом верхнечелюстными костями, и полость делится отчасти костяной, отчасти хрящевой вертикальной перегородкой на симметричные половины, правую и левую. На боковой стенке полости носа имеются костяные выступы, так называемые носовые раковины.

Нижняя часть носовой полости, одетая обыкновенным мерцательным эпителием, не содержит обонятельных клеток и служит лишь для прохождения воздуха в дыхательные органы. Обонятельным органом является только верхняя часть носовой полости (рис. 4), в которой разветвляется обонятельный нерв. Эпителий здесь не мерцательный, а обыкновенный, цилиндрический. Между клетками эпителия лежат вытянутые в длину обонятельные клетки, связанные с волокнами обонятельного нерва.

Вещества, вызывающие ощущение запаха, проникают в носовую полость, в частности, достигают обонятельной области (слизистой оболочки) отчасти через ноздри с вдыхаемым воздухом, отчасти через задние отверстия носовой полости из зева (рис. 6).

Через задние отверстия носовой полости воздух проникает при выдыхании. Сюда же попадает запах пищевых веществ и напитков при каждом глотании. Поэтому ко всякому вкусовому ощущению от пищи обыкновенно примешивается ощущение обонятельное, и нередко то, что мы считаем вкусом пищи и напитков, на деле есть лишь запах их.

Обонятельную часть слизистой оболочки легко отличить от дыхательной по окраске: у людей она желтая, у собак и морских свинок — коричневатая. Эпителий области обоняния состоит из клеток трех родов: 1) основных, имеющих неправильную сферическую форму и находящихся главным образом во внутренней части; 2) поддерживающих, которые занимают всю толщу эпителия и имеют удлиненную призматическую форму; 3) обонятельных, состоящих из средней утолщенной части, содержащей ядро, и двух периферических, из которых одна, проникая в глубину, переходит в фибрилу обонятельного нерва, а другая выходит на поверхность слизистой оболочки. В обонятельной области оканчиваются два нерва: обонятельный и ответвление тройничного нерва, обеспечивающего кожную чувствительность лица и, в частности, носа.



Рис. 4. Иннервация наружной стенки носовой полости: 1 - обонятельный нерв; 2 - обонятельная луковица; 3 - ветви обонятельного нерва; 4 - верхняя раковина; 5 - узел Меккеля; 6 - глоточный нерв; 7 - n. vidianus; 8, 9 - n. n. spnenopa`atini (?); 10, 11, 12 - небные нервы с их носовой ветвью; 13, 14 - окончание n. ethmoidalis; 15 - отверстие Евстахиевой трубы; 16 - мягкое небо. (1)

Тонкость обоняния животных зависит от величины поверхности обонятельной области (то есть размеров поверхности соприкосновения), от доставки пахучего вещества к обонятельным клеткам и от концентрации пахучей воздушной смеси. Величина обонятельной области у всех людей приблизительно одинакова, но у некоторых животных она пропорционально значительно больше: так, например, обонятельная область очень развита у собак, чем и объясняется тонкость их чутья.

Понятие о силе запаха и определение его наличия весьма относительно. Способность обоняния у человека по сравнению с животными очень мало развита. Часто мы не чувствуем запаха какого-либо вещества, хотя некоторые животные распознают его сразу.

Есть и такие вещества, как, например, земля, камни, глина, дерево, многие газы, материалы и т. п., которые мы привыкли считать не имеющими запаха, однако в соответствующих условиях они этот запах приобретают. Запах металлов, например, легко ощущается при нагреве, строгании и т. д.

Так называемый металлический привкус (например в пище) в действительности есть металлический запах. Наряду с теми или иными отклонениями от нормального ощущения запаха наблюдаются (хотя и не часто) случаи патологического расстройства обонятельного аппарата. Различные волокна обонятельного нерва соединены в обонятельной луковице, и в случае ее разрушения или паралича обоняние совершенно исчезает. Наблюдающиеся у людей случаи паралича обонятельной луковицы позволяют установить разницу между ролью обонятельных и тройничных нервов.

Можно, например, констатировать, что аммиак не имеет запаха, вызываемое же им ощущение обязано исключительно возбуждению тройничного нерва и зависит, следовательно, от общей чувствительности. Испарение в носовой полости некоторых веществ, например, кокаина, стоваина и других, временно ослабляет обоняние; испарение других, например, стрихнина, наоборот, усиливает обоняние.

Путь, по которому обычно идет масса воздуха при дыхании, существенно отличается от пути, по которому движется воздух при принюхивании. В последнем случае мы при помощи крыльев носа короткими сильными движениями перемещаем более значительное количество воздуха именно в верхний отдел носа, являющийся областью распространения окончаний обонятельного нерва (рис. 7).

Восприятие запахов через рот значительно слабее, тем не менее оно имеет большое значение. Часто бывает очень трудно установить точно разницу между вкусовыми и обонятельными ощущениями.

Всем нам хорошо известно, что при насморке пища кажется безвкусной; трудно бывает отличить, например, вкус яблока от вкуса груши, уловить разницу между плохим и хорошим вином. Это происходит вследствие того, что значительная часть ощущений, которые мы считаем вкусовыми, в действительности является обонятельными.



Рис. 6. Воздушные токи в носовой полости: слева показаны токи, идущие вдоль боковой стенки носовой полости, справа — токи, идущие вдоль боковой стенки носовой перегородки; заштрихованные квадратики — кусочки лакмусовой бумаги, выстилающей слизистую оболочку.

Обоняние быстро притупляется. Если некоторое время вдыхать какой-либо запах, он перестает ощущаться. Но только именно этот запах. Прочие запахи мы продолжаем распознавать нормально. Это — результат специфической утомляемости в отношении отдельных душистых веществ. Доказано это следующим образом: изготовляли две смеси — одну из ванилина и кумарина в таких соотношениях, что запах ванилина заглушал кумарин, и вторую — с тем же содержанием ванилина, но без кумарина. Давали вдыхать сначала первую смесь, и запах кумарина не был слышен. Затем тому же человеку давали вдыхать вторую смесь настолько долго, чтобы притупить его обоняние к запаху ванилина, после чего вновь подносили первую смесь. На этот раз нюхавший почувствовал запах кумарина, так как на некоторое время стал невосприимчив к ванилину. Следовательно, если на органы чувств в течение некоторого времени действуют достаточно сильные раздражители, то чувствительность к этим раздражителям постепенно уменьшается. Если же раздражители очень слабы или отсутствуют вовсе чувствительность увеличивается. Такое изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа
чувств к действующим на него раздражителям, называется адаптацией.



Рис. 7. Схема изображает, как человек нюхает. Мозг представлен со стороны внутренней поверхности полушария. (Из книги Бехтерева).

Чрезвычайно быстро наступает адаптация в обонятельных ощущениях. Входя с улицы в плохо проветренную комнату, в первое мгновенье очень резко ощущаешь неприятный запах, но уже через несколько минут он перестает ощущаться. Опыты показали, что к запаху йода, например, полная адаптация наступает через 50-60 сек. (запах уже не ощущается), к запаху камфары - через 1,5 мин., к запаху сильно пахнущего сыра - через 8 мин. Для полного восстановления чувствительности нужен отдых от 1 до 3 мин.

Обычно в парфюмерных композициях добиваются слитности, которая особенно нравится потребителю, однако само понятие "слитности" запаха весьма относительно. В доброкачественных композициях запах только кажется слитным.

На обоняние человека при разнюхивании того или иного сложного запаха, действует одновременно не одна, а несколько составных частей этого запаха (см. «Основы построения парфюмерных композиций»), однако каждый из элементов запаха воспринимается обонянием не с одинаковой ясностью. Что-то из находящегося «в поле зрения» выдвигается на первый план, другое уходит на задний, сливаясь с фоном. Так же каждый предмет выделяется на фоне с различной по силе контрастностью. Хотя запах целого воспринимается нами обычно в порядке длительности, все же в нем имеется и последовательность в восприятии отдельных элементов. «Непрерывный свисток паровоза, — говорит проф. Т. Г. Егоров (2), — мы воспринимаем только в виде длительности звучания, тогда как пение гаммы воспринимается как последовательный переход от звуков одной высоты к звукам другой. Но длительность и последовательность при восприятии временных отрезков нельзя противопоставить друг другу. Во всякой последовательности есть и длительность, точно так же во всякой длительности есть элементы последовательности». Давно известно, что отдушенное ванилином мороженое в первые моменты приятно услаждает вкус (точнее обоняние), а затем этот запах становится менее приятным и, наконец, к концу — если доза значительна — перестает ощущаться. Это зависит от того, что запах ванилина как бы неподвижный, окаменелый, не изменяется во время применения его в пищевом продукте, не дает ни новых тонов, ни оттенков, так же как, например, одна и та же музыкальная нота.

В случаях, когда для отдушивания берут смесь душистых веществ (например, в кондитерских изделиях) приятное ощущение запаха длится гораздо дольше. Это может быть объяснено тем, что во время применения продукта, отдушенного смесью душистых веществ, спустя короткое время начинается адаптация в отношении отдельных душистых веществ, входящих в состав композиции, в результате чего запах того или иного вещества перестает ощущаться и как бы выпадает из комплекса, в то время, как другие душистые вещества еще продолжают ощущаться обонянием. При этом выпадают не все душистые вещества, сразу, а вначале одно, затем — другое, третье и т. д. Это, конечно, меняет общий нюанс смеси и слитный вначале запах начинает распадаться на составные части, и из-за наличия контраста остальные душистые вещества более полно обнаруживаются, почему и наблюдается последовательная смена впечатлений.

Ввиду того, что различные душистые вещества обладают различной способностью вызывать более или менее быструю адаптацию органов обоняния, прекращение ощущения запаха совершается не сразу, а по ступеням, постепенно, в зависимости от свойств тех или иных веществ, то есть происходит ступенчатая адаптация.

Адаптация в отношении нескольких душистых веществ может наступить почти одновременно, тогда как способность их вызывать адаптацию находится у некоей близкой величины и переходы поэтому мало заметны.

В тех случаях, когда адаптация наступила уже в отношении всех входящих в состав данной смеси душистых веществ, то есть когда все эти душистые вещества «исчерпаны», наступает полная адаптация в отношении всего комплекса, даже очень сильного по запаху. Тогда говорят, что запах уже совсем не чувствуют. Но это утомление сказывается в отношении того комплекса, в отношении которого уже наступило утомление, и если понюхать после этого другие запахи, последние будут ощущаться почти в полной мере.

По этой причине можно очень часто слышать от потребителей не только парфюмерии, но и кондитерских изделий, что запах изделия вначале один, а затем другой; например, что во время еды он вначале был приятным, а затем становится неприятным. Это конечно нельзя всегда объяснить только таким образом, что одни вещества улетучились, а другие остались, и поэтому запах меняется; мы знаем, что при применении кондитерских изделий (конфет, печенья и др.), в момент разжевывания их, из душистой части ничего (или почти ничего) не успевает улетучиться. Здесь все зависит от того, что обоняние утомилось в отношении одних душистых веществ, но не утомилось в отношении других, почему последние еще ощущаются обонянием.

Таким образом наше обоняние воспринимает запахи как бы в сменах, и если душистая смесь составлена с учетом возможной адаптации, она обычно доставляет потребителю наибольшее удовольствие.

Кинематографическая смена запахов в силу различной степени летучести компонентов сказывается и в естественных условиях. Приведем следующие примеры (3): лавровое масло меняет запах от лаванды до гвоздики; иланг-иланговое масло — от запаха линалоола, затем ириса, до гвоздичного запаха; кориандровое масло — от запаха линалоола с розовым оттенком до запаха лаванды с тем же оттенком; базиликовое масло — последовательно от запаха эстрагона, чайной розы, резеды до пикантного теплогоцветочного запаха; кардамоновое масло — последовательно лавандово-апельсинный, цветочно-ландышевый до лесного; запах стиракса — от гиацинта до неопределенно бальзамически цветочного запаха.

Такое изменение в ощущении запахов имеет большое значение при составлении парфюмерных композиций в оценке их потребителем. Если запах духов был бы от момента отдушивания до полного улетучивания его, то есть, от начала до конца, всегда одинаковым, то такие духи быстро адаптировали бы обоняние или надоели бы потребителю своим однообразием. Отсюда — потребность в кинематографической смене запаха, прогрессирующем, поступательном движении его к
характерной для данного наименования кульминации.

Это особенно важно ввиду того, что запах пищевых продуктов ощущается только во время еды, то есть в относительно короткое время, запах же парфюмерных изделий должен ощущаться длительное время.

В настоящее время точно установлено, что вспышка света может ощущаться в течение короткого промежутка времени, а световой последовательный образ может развиваться значительно позднее. То же относится к слуховым, обонятельным и другим раздражениям. Обнаруженное Савельевым волнообразное течение последовательных обонятельных ощущений типично и для течения последовательных образов, развивавшихся после раздражения других органов чувств (4). Интересно, что течение зрительных последовательных образов изменяется под влиянием звуковых раздражений, слуховые — под влиянием световых, и те и другие — под действием обонятельных.

Обоняние душистых веществ оказывает на организм весьма значительное физиологическое действие; они влияют на работоспособность, изменяют мускульную силу (увеличивают: аммиак, сладкие и горькие запахи); изменяют газообмен (увеличивают: мускус; уменьшают: мятное, розовое, коричное, лимонное, бергамотное масла и др. (5); изменяют ритм дыхания и пульса (учащают и углубляют: индол, скатол, оригановое масло и неприятные запахи; обратное: гелиотропин, ванилин, розовое и бергамотное масла, хинон и приятные запахи вообще); изменяют температуру кожи (повышают: бергамотное, розовое масла, гелиотропин, кумарин, ванилин; понижают: индол, скатол и др. неприятные запахи (6); изменяют кровяное давление (повышают: индол, скатол; понижают: бергамотное, розовое масла, гелиотропин, кумарин, ванилин и другие приятные запахи (7); изменяют внутричерепное давление (неприятные — повышают, а приятные — понижают); влияют на слух (8) (индол снижает); изменяют качество зрения (бергамотное масло улучшает в сумерки, а индол ухудшает) (9).

Весьма интересны последние работы, проведенные в лаборатории проф. С. В. Кравкова (10). При изучении "цветного зрения" точно установлено, что под влиянием запахов гераниола, бергамотного и розового масла, а также звука и постоянного электрического тока определенного направления, чувствительность зрения к зеленому цвету в дневное время повышается в 1,5-2 раза, а к красному, наоборот, понижается.

Несомненное положительное действие оказывают на организм приятные, не резкие, запахи, особенно в относительно небольших концентрациях их в воздухе. Недаром ароматические вещества, которыми богат воздух садов, степей, лугов, сосновых лесов и др., называют воздушными витаминами (11). Особенно следует учесть, что почти все духи и одеколоны содержат большее или меньшее количество терпенов и сесквитерпенов, которые под влиянием света и всегда содержащейся в воздухе влаги озонируют воздух и этим способствуют освобождению его от бактерий. Общеизвестно, насколько мешают сосредоточиться в работе дурные запахи, табачный дым и т. п. и насколько положительно здесь влияние приятных запахов малых интенсивностей, когда, например, перед вами во время работы находится на столе букет не резко пахнущих цветов. В настоящее время мы можем говорить а теплых и холодных запахах в полном смысле этого слова, так как точно установлено, что душистые вещества вызывают или чисто обонятельные ощущения, или к ним присоединяются вкусовые, термические (холода или тепла), тактильные и др. ощущения. Например, камфен, ментен, ментол, борнеол, паральдегид, а-ионон, метилсалицилат, сафрол, метилово-резорциновый альдегид и др. вызывают ощущения холода, а циклогексан, некоторые спирты (метиловый, этиловый, пропиловый, амиловый и фенилэтиловый, N-дециловый альдегид и др.) — тепловые ощущения.

Особенно интересно для нас то, что физиологическое (точнее психо-физиологическое) воздействие, подобно запахам, оказывают различные цвета и звуки.

Цвета, так же как и душистые вещества, производят определенное физиологическое действие на организм человека. С. Л. Рубинштейн (12) приводит следующее: цвета изменяют мускульную силу; увеличивают (при кратковременной работе при красном свете) или уменьшают производительность труда (при синем свете), изменяют газообмен при длительной работе при зеленом свете и увеличивают при этом производительность труда, а при синем и фиолетовом — уменьшают. Скорость сложения цифр и произвольных движений увеличивается с увеличением яркости света. При действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие.

Таким образом оправдывается причисление первой группы к возбуждающим, а второй— к успокаивающим.

Каждый запах, цвет и звук определенным образом действует на человека. Это действие обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием на организм, а с другой — ассоциациями, которые они вызывают на основе всего предшествовавшего опыта человека. Например, одни цвета действуют раздражающим образом на нервную систему, а другие — успокаивающим. Цвета очень влияют на настроение и могут вызвать возбуждение, оживление, бодрость (красно-желтые), породить печально-беспокойное настроение (сине-фиолетовые), состояние спокойной утомленности (зеленый цвет).

Красный цвет, по различным отзывам художников и искусствоведов, считается возбуждающим, согревающим, оживляющим, активным, энергичным, богатым ассоциациями; оранжевый цвет — веселым, жизнерадостным, пламенным, соединяющим радостность желтого с возбуждением красного; желтый цвет —- теплым, бодрящим, веселым, привлекательным, несколько кокетливым; зеленый цвет — спокойным, создающим приятное (уютное) настроение, очень богатым ассоциациями; синий цвет — спокойным, серьезным, нежным, печальным, тоскливым, мирным, сентиментальным; фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Звуки (человеческая речь, музыка, песня, пение птиц, шум леса и т. д.) сопровождают человека от колыбели до могилы, они сопутствуют ему и в радости, и в печали. Ни один из эмоциональных факторов не является таким массовым, как музыка. То огромное воздействие, которое, оказывают звуки на чувства человека, как это хорошо известно, не обходятся не только без психо-физиологических, но и чисто физиологических изменений в организме.

Например, возбуждающая музыка учащает и углубляет дыхание и пульс, а успокаивающая, наоборот. Грустная музыка увеличивает газообмен, радостная — уменьшает его; грустная — учащает и углубляет дыхание и пульс; радостная — имеет обратное действие; неприятная музыка понижает кожную температуру и повышает кровяное давление; приятная повышает кожную температуру и понижает кровяное давление и т. д.

К этому надо добавить, что раздражение органов чувств вызывает изменение электрической активности всей коры больших полушарий мозга. Эти изменения поддаются регистрации.

Как мы увидим далее, физическая (волновая) природа раздражителей совпадает для обоняния, зрения и слуха, и так же совпадает психо-физиологическое действие на человека запахов, цветов и звуков.


Продолжение следует...
________________________________________________________________

1. Поскольку электронный вариант этой книги - это скан ксерокопии с оригинала, не все иллюстрации и подписи под ними возможно разобрать. Я предлагаю в этих случаях знакомиться с вопросом с помощью более внятных и более современных статей на эту тему, которые есть в википедии вот и вот. И еще вот. И еще кучу всего можно найти, забив "обоняние" в строку поиска - vibandaka.
2. T. Г. Егоров "Психология", издательство Военного Министерства Союза ССР, Москва 1952, стр. 93.
3. А. Ellmer, Riechstoffindustrie, 1931, стр. 57—63.
4. Л. Т. 3агорулько "О последовательных образах в зрительной системе", "Успехи современной биологии", 25, вып. 2, 1948.
5. Л. А. Арапова и Ю. А. Клаас "О последовательных образах в слуховом приборе", бюлл. эксп. биологии и медицины, 10, вып. 1—2, 1940.
6. А. М. Белкин, А. А. Бронштейн, Н. В. Бутомо "Наблюдения за течением и характером тактильных последовательных образов, изд. АН СССР, 1947.
7. А. В. Семичев "О влиянии пахучих веществ на газообмен и общее состояние теплокровных животных, "Русский врач", 1909, № 1 и 3.
8. Н. О. Наджарян "Влияние раздражения слуховой, обонятельной и зрительной экстрарецепторных систем на работу черепно-мозговых сосудов у человека, "Вестник отоларингологии", 1948, № 1, 14.
9. Е. Н. Павловский "О функциональном значении рецепторов верхних дыхательных путей", 7 Всесоюзный съезд физиологов, 1947.
10. Изучение электрических явлений в головном мозгу (биотоков) показало существенное изменение в характере этих токов от влияния умственной работы, эмоций и т. п.
11. П. О. Mакаров "О взаимодействии зрения с органами слуха, вкуса и обоняния", Труды Первой конференции по физиологической оптике, 1936, стр. 247. Кечкеева и Матюшенко "Влияние сенсорных раздражений на чувствительность периферического зрения", бюлл. эксп. биологии и медицины, 4, 1937.
12. С. В. Кравков "Взаимодействие органов чувств", изд. АН СССР, 1948.
13. См. книгу канд. мед. наук В. С. Лукьянова "О сохранении здоровья и работоспособности" (под. ред. заслуж. деятеля науки проф. И. А. Валединского с предисловием академика К. М. Быкова), Медгиз, 1952, стр. 68.
14. С. А. Рубинштейн "Основы общей психологии", Учпедгиз, 1940, стр. 173.

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com