?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одориметрия.
Измерение порогов обонятельных ощущений


Большое значение не только для физиологов, но и парфюмеров, имеет определение пределов возможностей обоняния, количественное определение запаха, основной характеристики стимулятора запаха. Если бы эти работы физиологов были расширены и установлены для всех душистых веществ, то зная относительную силу и интенсивность запаха, парфюмер мог бы при составлении новых композиций заранее рассчитать количественное соотношение душистых веществ, без дисгармоничного выделения каких-либо из них. Пока это достигается только эмпирическим путем. Мы должны быть в состоянии не только измерять силу возбудителя запаха, так же, как мы измеряем звуковые или световые волны, но уметь также измерять эффективность воздействия возбудителя запаха на испытателя. Какой силой должен обладать запах, чтобы быть едва заметным? Является ли эта сила одинаковой для всех запахов и всех наблюдателей? Если мы имеем отчетливо ощущаемый запах, то насколько следует уменьшить или увеличить его силу для того, чтобы сделать разницу точно различимой? Является ли эта величина одной и той же для всех запахов и для всех наблюдателей? Первое из этих определений известно под названием абсолютного порога ощущений, второе — под названием относительного или разностного порога ощущения. Естественно, что ни одно из этих определений не может быть выполнено, если не имеется какого-либо способа количественного измерения силы возбудителя запаха, поскольку чувственное восприятие нельзя рассматривать как функцию неизвестной или неподдающейся измерению переменной величины.

Порогом обоняния считается наименьшее ощутимое количество пахучего вещества, содержащегося в 1 л воздуха.

Пасси приготовлял растворы различной весовой концентрации: 1/100, 1/1000, 1/1 000 000 исследуемого вещества. Одну каплю 1/1 000 000 раствора он помещал в литровый флакон, на дно которого клал слегка нагретый диск, затем оставлял некоторое время душистые вещества испаряться и, открывая флакон, нюхал у горлышка. В случае, если он не улавливал никакого запаха, то возобновлял опыт со следующим раствором, более сильной концентрации.

После первых опытов с эфирными маслами Пасси продолжал исследования с индивидуальными продуктами. Он нашел например, что ощутимые минимумы в миллионных долях грамма на 1 л воздуха составляют:

Таблица 1.

для камфары           от5
для цитраля          от 0,5 до 0,1
для ванилина          от 0,005 до 0,0005
для искусственного мускуса          от 0,000001 до 0,000005


Сила запаха является противоположностью ощутимого минимума. Так как для ванилина минимум является 5/1000, а для цитраля 5/10, то говорят, что запах ванилина в сто раз сильнее запаха цитраля.

Интенсивность запаха определяется тем фактом, что более интенсивный запах заглушает другой. Сила и интенсивность не всегда сопутствуют друг другу, и часто более интенсивный запах в то же время менее силен.

Исследование порогов ощущения явилось предметом работ ряда авторов.

Для количественной характеристики запахов (одориметрии) имеется много приборов (ольфактометры, ольфактоскопы и др.).
В качестве меры измерения запаха служит предложенная Цваардемакером единица — ольфактия — порог или минимально ощущаемая концентрация, выраженная в граммах на 1 см3. Она определяет количество душистого вещества, испаряющегося с определенной единицы поверхности ольфактометра Цваардемакера при данной концентрации раствора в граммах на 1 см3. Это значение, будучи помножено на:

6,06 * 10(21)
__________
       M

(где M — молекулярный вес), соответствует числу молекул в 1 см3.



Рис. 1. Ольфактометр Цваардемакера:
1 - трубка; 2 - приемник емкостью 100 мл, подогреваемый до желаемой температуры при помощи питаемой электрическим током никеллиновой обмотки. Приемник - 2 - наполняется присасыванием через каучуковую трубку. Для измерения скорости засасывания служит аэродинамометр. После заполнения приемника краны - 3 и 4 - закрываются, и нюхание производят через боковую трубочку - 5. Температура устанавливается по термометру - 6.


Наиболее простым является аппарат, предложенный Цваардемакером — ольфактометр (рис. 1). Аппарат состоит в схематическом виде из пористой трубки (диаметр 0,8 см, длина 10 см, объем 50 см3), которая пропитана раствором душистого вещества, и стеклянной или металлической трубки, вдвигаемой в первую трубку или насаженной на нее. Воздух, просасываемый (скорость 100 см3/сек.) при вдыхании (продолжительность 0,33 сек.) через аппарат, проходя через стенки пористой трубки, насыщается душистым веществом. Увеличивая пористую поверхность, через которую просачивается воздух, мы увеличиваем количество душистого вещества, находящегося в данном объеме воздуха.

Этим прибором устанавливается минимальное количество вещества, запах которого может уловить обоняние исследователя.

Таблица 2.

Значение одной ольфактии, выраженной в степени насыщения воздуха пахучими веществами.

Вещество     Процент насыщения
Эвкалиптол                               0,058
Эвгенол                               0,144
Толуол                               0,158
Метиловый спирт                               1,388
Толуидин                               1,515
Этиловый спирт                                  2,5


Таблица 3.

Значение одной ольфактии (в см) по ольфактометру Цваардемакера (минимальное воспринимаемое и учитываемое количество в см шкалы ольфактометра).

Насыщенные растворы.

Вещество                              см
Терпинеол Н2О                         0,01
Этилпропионат Н2О                         0,02
Тринитроизобутилтолуол Н2О                         0,10
Капроновая кислота Н2О                         0,10


Таблица 4.

Растворы в парафине.

Вещество     Концентрация
(в вес. %)
               см
Борнеол                          1,0           0,001
Кадаверин                          0,1           0,001
Скатол                          0,1           0,002
Этилсульфид                          0,01             0,01
Пиридин                          1,0             0,03
Валериановая кислота                            0,01             0,04
Нитробензол                          5,0             0,06
Цитраль                          1,0             0,09
Изоамилацетат                          0,5             0,29
Гваякол                          0,1             0,62
Ионон                          0,0004             0,62
Сафрол                          3,0             1,12
Терпинеол                          2,5             1,60


Аппарат Цваардемакера является наиболее простым, но в настоящее время применяют новые, более сложные и совершенные приборы для измерения дифференциальной чувствительности по отношению к запахам, выраженной в виде числа пахучих молекул.

Одним из них является прибор Эльсберга, с помощью которого, путем регулирования температуры, давления и объема возбудителя обоняния и путем применения душистого вещества с измеренной упругостью паров, оказалось возможным выразить силу побудителей обоняния в виде числа душистых молекул.

Классификация запахов.

Физиологи вкуса различают только четыре вкусовых качества: кислый, сладкий, горький и соленый. Все вкусовые ощущения можно без труда свести к этим четырем видам. Между тем, все попытки найти аналогичную схему для запахов успехом не увенчались. Наиболее удачной (1) попыткой в этом отношении является классификация запахов, предложенная Хеннингом.

Характеризовать точно запах какого-либо вещества бывает трудно уже по одному тому, что многие вещества пахнут по-разному, в зависимости от того, находятся ли они в концентрированном или разбавленном растворе; например, запах ионона в концентрированном виде напоминает запах кедра, а в разбавленном - запах фиалки.

Трудность классификации в значительной степени зависит и от того, что наблюдения производятся над химическими соединениями различной чистоты, между тем как уже небольшие количества примесей сильно меняют запах некоторых веществ и обесценивают его.

В общей химической литературе по этому вопросу определенных указаний нет, поскольку авторы при описании ими нового тела часто или вовсе не отмечают его запаха, или дают ему самые противоречивые оценки.

Наконец, когда речь идет о композициях, то к неточности наблюдений прибавляется неточность терминологии.

Хеннинг различает шесть основных видов запахов; пряный, смолистый цветочный, фруктовый, пригорелый и гнилостный. Эти шесть основных запахов располагаются по шести вершинам трехгранной прямоугольной призмы. На ребрах располагаются промежуточные запахи между двумя основными, а на той или иной плоскости ее или внутри объема призмы — смешанные запахи нескольких или всех основных. Таким образом, Хеннингом сделана попытка координатного расположения запахов в пространстве (табл. 5).

Рис. 10. Расположение запахов в пространственных координатах.

Классификация Хеннинга дает разделение запахов на резко отличные шесть типов, могущих в практической работе служить лля их обозначения. Это облегчает возможность передачи своих впечатлений, расширяет и уточняет иногда расплывчатые определения.

Таблица 5.

Примеры душистых веществ, относящихся к условным типам Хеннинга.

Основной тип  Примеры  
Цветочный  Анисовый альдегид, розовое масло, масло жасмина, фенилацетальдегид  
Пряный (смолисто-плодово-бальзамический)  Гвоздичное, коричное масла, анетол, коричный альдегид, карвон, метилсалицилат  
Плодовый (фруктовый)  Амилацетат, бензилацетат, цитраль  
Смолистый  Борнеол, борнилацетат, камфара, сосновые масла, скипидары  
Пригорелый (жженый)  Пиридин, деготь  
Гнилостный  Сероводород, индол, скатол, мускус, цибет  


Парфюмеру также необходимо знать, к какому классу относится любое душистое вещество, как художнику нужно знать, в каком месте солнечного спектра находится каждый цвет.

Групповая классификация композиций.

Авторы, пытающиеся установить классификации запахов, занимались главным образом эфирными маслами и отдельными индивидуальными душистыми веществами, а не композициями (смесями).

Для того, чтобы вызвать представление о характере духов, приходится ссылаться на цветок, плод, траву, лист. Композиции могут иметь запах фиалки, розы, сирени, цвета яблони, сена, папоротника и т. д. Что же касается оттенка того или иного из этих запахов, то он обыкновенно получает какое-нибудь особое фантастическое (или как парфюмеры называют «фантазийное») название. Но во всех цветочных и приравненных к ним запахах имеется одна характерная особенность: основные элементы запаха, их основной тон, идея — повторяются в целых группах цветов, трав, плодов и т. п., например, в жасмине и магнолии; сирени и ландыше; гелиотропе и акации; клевере (трефль) и сене; лимоне, апельсине и мандарине; листьях черной смородины, цветах винограда и фиалки. Поэтому запах любого цветка или плода можно приготовить сочетанием определенных натуральных душистых веществ или других цветочных запахов. На этом принципе построена указанная ниже классификация цветочных запахов. При составлении ее за родоначальников группы мы принимаем те цветы, травы или плоды, в которых основной тон данного наименования (табл. 6) проявляется наиболее ярко. При сопоставлении рецептуры отдельных наименований запахов эти составные части повторяются в каждом из них. Отсюда — и некоторая общность запаха.

Таблица 6.

Схема классификации запахов главнейших композиций или их растворов по основным тонам.

Группа  Наименование запахов  
Сиреневых  Сирень, ландыш, цикламен, липа, жимолость, лилия, лотос, тюльпан  
Жасминовых  Жасмин, магнолия, бегония, гардения, виктория регия  
Фиалковых  Фиалка, ирис, кассия цветочная, резеда, бувардия (французский тип)  
Вересковых  Вереск, шипр, фужер, эсмеральда, идалин, идеал, сандал, ветивер  
Клеверных  Трефль, орхидея, цветущий мак, свежее сено  
Мускусных  Амбра, мускус, по д`Эспань, русская кожа  
Нарциссовых  Нарцисс, жонкиль  
Гиацинтовых  Гиацинт, душистый горошек, бувардия (английский тип)  
Гвоздичных  Гвоздика, садовая гвоздика, левкой  
Розовых  Розы (красная, белая, чайная, желтая, мускусная, амбровая), шиповник, тубероза  
Акациевых  Акация белая, мимоза, боярышник, гелиотроп  
Плодовых  Цвет яблони, дрок, земляника, горький миндаль, миндальный цвет, флер д`оранж, кананга, иланг-иланг, шампака (чампака)  


Здесь необходимо оговориться, что повторение элементов (т. е. гомология) запаха не связано с понятием о химической аналогии компонентов, так как наличие общности запаха не всегда соответствует идентичности или близости химического состава. Гомология запахов и близость химического состава в природных условиях не всегда сопутствуют друг другу, однако это очень часто имеет место в искусственных парфюмерных композициях. Мы исходили не из количественных признаков, не из индивидуальных качеств (т. е. химического состава), а из качественных признаков — характера запаха. В качестве более яркого примера можно указать на запахи сирени и ландыша, в которых в естественных условиях не найдены ни терпинеол, ни гидроксицитронеллаль, тогда как именно они определяют основной тон искусственного продукта.

Приведенная выше классификация (табл. 6) основана на повторении элементов запаха, играющих доминирующую роль (доминантов), и не является абсолютной; как и в классификации Хеннинга, существуют отдельные комплексы, которые в нее не укладываются, и их невозможно причислить к той или иной группе. Однако ценность этой классификации в практическом отношении сводится к возможности комплексного разбора больших групп парфюмерных композиций.

Психологические основы запаховых ощущений.

Различные лица, даже с одинаково развитым обонянием, одинаково воспринимают тот или иной запах, ибо при посредстве нервной системы происходит весьма различная работа и нервная система может вырабатывать реакции различного характера и содержания.

Ощущение и восприятие запаха, совершаемые динамически по одному принципу, качественно оказываются совершенно разными у разных лиц, ибо «если одинаковые внешние раздражения вызывают первично хотя и не тождественные, но все же близкие по характеру ощущения, то дальнейшее развитие внутренних переживаний в зависимости от индивидуальных отношений представляет более или менее значительные различия». (Бехтерев). Восприятие отдельных (например, синтетических) душистых веществ отличается от восприятия комплексов, как в музыке отдельные звуки отличаются от музыкального произведения. Восприятие отдельного запаха относится к элементарным физиологическим актам, а восприятие комплексов связано с психикой.

Степени ощущения, качество восприятия вообще и запахов в частности, и вытекающие отсюда вкусы — строго индивидуальны. Первое зависит от первичного восприятия раздражения, а последние являются следствием реакции, дающей толчок к возбуждению мысли, которая развивается у человека в прямой зависимости от его личности.

Вкусы в отношении запахов чрезвычайно разнообразны, но в некоторой степени могут быть обобщены; одни предпочитают сильные и резкие запахи гвоздики и пачули; другие — тонкие, сладковатые, нежные и свежие цветочные запахи и т. д.

Запахи различных веществ для нас далеко не равноценны; одни — неприятны, другие, наоборот, доставляют нам удовольствие.

Вообще запахи могут быть разделены на три условные группы: приятные, неприятные и безразличные. Приятный запах — это
тот, вдыхание которого мы хотели бы ощущать возможно дольше, который доставляет нам удовольствие. Но есть много запахов, которые приятны одним и неприятны другим. Нередко одни очень любят запах дегтя, другие — камфары или лука, чеснока, гнилостный запах в «анчоусе» и сырах (швейцарском, рокфоре и др.) запах сероводорода в капусте и т. д. Тот же запах сыров и некоторых других указанных выше продуктов, данный в других комбинациях, считается неприятным, например, гнилостный запах рокфора, преподнесённый вне сыра, считается уже неприятным. Запах мускуса, взятый в отдельности, считается неприятным, однако у многих лиц и народов он считался и считается приятным. С другой стороны, многие не переносят, например, запаха роз. Таким образом, психологическое определение качества запаха весьма относительно. Определенно неприятным запахом следует считать тот, который вызывает в нашем мозгу представление о неприятности, разложении, гниении.

Безразличные запахи — это те, которые нами не воспринимаются, к которым мы настолько привыкли, что перестали их замечать, например, обычный запах воздуха, жилья и т. д.

Понятие о безразличности иногда заходит так далеко, что даже перенасыщенный запахами воздух парфюмерных лабораторий для парфюмера может стать безразличным и при долгом пребывании в лаборатории почти не воспринимается им. Во всех случаях запах душистых веществ воспринимается не раздельно, а всегда на фоне многих других запахов, например, воздуха, стен, мебели, окружающих людей, животных и, наконец, всегда на фоне запаха, присущего самому нюхающему.

Чувство обоняния можно развить в себе, и люди, занимающиеся развитием в себе этого чувства, приобретают настолько тонкую чувствительность обоняния, что могут распознавать в запахах нюансы, ускользающие от других.

Запахи запечатлеваются в нашей памяти, мы можем чувствовать их даже во сне.

«Самые незначительные прикосновения к спящим, легкий свист, тихий голос, запахи, свет, тепло и холод вносят изменения в организм человека: дыхание становится чаще, усиливается пульс, меняется состав крови... При более чутком, т. е. неглубоком сне, нервные элементы мозга лучше реагируют на внешние раздражения: мозг улавливает даже самые незначительные шорохи, запахи, температурные колебания... У спящего человека при нюхании одеколона, звуке будильника возникают определенные сновидения, различные у различных людей. Обонятельные раздражения могут вызвать сновидения и окрашивать их содержание. Какой-нибудь сильно пахнущий цветок может вызвать определенный сон, связанный с этим запахом». (2) Большое психологическое значение запахов состоит в том, что они способны вызывать воспоминания и ассоциативные представления: одни духи заставят нас вспомнить тот или иной пейзаж, виденный нами когда-то, другие — печальные или счастливые дни из нашего прошлого и т. д. В сложных композициях душистых веществ, даже, поскольку это возможно при искусственном их сочетании, очень цельных и стройных по структуре и достаточно выдержанных, некоторые люди сильнее воспринимают какой-либо из компонентов. Предположим, что композиция из розы, жасмина, ириса и гвоздики преподносится нескольким лицам для определения компонентов органолептическим путем. Оказывается, что одни сразу и безошибочно определят присутствие в композиции жасмина, другие — ириса, третьи — гвоздики, т. е. запахи, которые у них почему-либо больше запечатлелись в памяти, а некоторые чувствуют только стройный однообразный смешанный запах, который, конечно, может им нравиться или нет. Сосредоточение направляется у этих субъектов в одну какую-либо сторону, отчего они и чувствуют тот запах, который им больше всего знаком, или тот, на который легче реагирует их обоняние. Такая избирательная реакция проявляется резче в тех случаях, если комплекс запахов или один из элементов его связан с каким-нибудь моментом прошлого.

Элементарные ощущения запахов, которые возникли как средство различения качества пищи и состояния окружающей среды, на высшем этапе развития человека выявляются в гораздо более осложненном виде как один из важных элементов совокупности эстетических наслаждений, сохраняя, однако, и свою первоначальную функцию.

Акад. И. П. Павлов указывал, что обонятельный анализатор, т. е. весь аппарат, начинающийся на периферии воспринимающей обонятельной клетки и оканчивающийся в коре головного мозга, принадлежит к самым древним и основным частям высшего отдела нашей центральной нервной системы и что многие из его функций (аналогично слуховым и зрительным — Р. Ф.) врожденны, постоянны или безусловны.

Поэтому нет основания исключать обонятельные впечатления из общего комплекса психологических функций как одного из объектов высшей нервной деятельности.

Важность его как эмоционального стимула определяется уже одним указанием Павлова, что оно принадлежит к самым древ-ним и основным частям высшего (выделено мною — Р. Ф.) отдела нашей центральной нервной системы.

В истории человека, начиная с простейших животных форм его, обонятельные ощущения, наравне со слуховыми и зрительными, играли огромную роль. Они были главенствующими в первобытном состоянии, значительно изменяясь по мере эволюции человека. Обоняние, наравне со зрением и слухом, играло огромную роль во всей истории человечества, вначале для поиска и выбора пищи, а затем как самостоятельное средство, стимулирующее нервную деятельность. Особое место следует отвести обонянию как рефлекторному стимулу, фактору воздействия его на органы внутренней секреции.

На протяжении истории человечества обоняние изменилось (например, по остроте), оно ослабело так же, как зрение и слух у современного человека, по сравнению с дикарем. Органы чувств человека и животных дают приблизительно верное отражение внешнего мира, но органы чувств человека отражают его вернее, полнее и глубже, чем органы чувств животных. И это происходит не только потому, что они в биологическом отношении несравненно более развиты у человека, чем у животных.

Главное различие состоит в том, что животные воспринимают окружающий мир лишь в процессе биологического приспособления к нему, а человек в процессе практического воздействия на него. (4)

Собака чувствительна к запахам органических кислот (животного тела, следов) в растворах минимальной концентрации, но у нее понижено обоняние к запахам душистых веществ — цветов, травы — образующих фон, который не должен перебивать запаха следа; поэтому душистые вещества ею воспринимаются плохо, а запахи органических жирных кислот — необычайно остро и точно (5). Некоторые породы собак обладают отличным обонянием, какого нет у человека, и все же человек различает значительно больше запахов, чем собака, обладающая более тонким обонянием. Это объясняется тем, что к органам чувств человека присоединяется и деятельность мышления, и практическая деятельность человека (6).

Необходимо помнить об известном выражении Энгельса: «Собака обладает более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются известными признаками различных вещей» (7).

Достаточно хотя бы немного понаблюдать, как требовательно современный потребитель относится к запахам духов, одеколонов, пищевых изделий (например, вин и др. напитков, кондитерских изделий) и т. д., как тонко он обнаруживает в их запахах различные тона и оттенки и какую эмоциональную реакцию они вызывают, чтобы понять, насколько усложнено требование к качеству запахов.

Человечество усложнило и развило требование к качеству запахов, как и звуков, красок, линий и т. д. и из простейших вначале элементов и впечатлений создало то, что мы понимаем сейчас под словом «искусство» (конечно, за обонянием, как и зрением и слухом, сохранились при этом и их сторожевые и биологические функции).

Поэтому необходимо рассматривать парфюмерные композиции не только как сумму частиц (молекул) душистых веществ оторвавшихся от основной своей массы, диффундировавших пространство через толщу воздуха и воздействовавших тем или иным путем на органы обоняния, а как один из элементов всей совокупности эстетических наслаждений, которыми пользуется современный человек.

В литературе описаны многочисленные опыты исследователей, направленные к изучению ассоциаций впечатлений, вызываемых как индивидуальными, так и сложными смесями душистых веществ. В этих опытах весьма ценным представляется то, что подопытными лицами являлись не специалисты-парфюмеры или химики, а рядовые лица различных возрастов и профессий. Важно также отметить, что значительная доля опытов приводила не к простейшим элементарным ассоциациям, а к более или менее сложным, причем, в свою очередь, художественные (музыкальные, картинные и т. п.) ассоциации занимали видное место среди них.

Современная наука признает возможность совокупного раздражения нескольких чувствительных нервов одним раздражителем, так что раздражение, например, слухового нерва может вести за собою раздражение зрительных («синопсис», «цветовой слух»).

В некоторых старых книгах по парфюмерии делалась попытка применить музыкальную гамму и аккорд как характеристику композиции. Однако такой примитивный и механический перенос музыкальной тоники на запах не мог привести и не привел
к удаче.

Обонятельные ощущения всегда имеют чувственней тон.

«До недавнего времени, принято было думать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Действительно, обоняние у человека играет значительно меньшую роль в познании внешнего мира, чем зрение, слух, осязание. Но значение его все же велико в силу влияния, которое оно оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона. Обоняние доставляет нам большое многообразие различных ощущений, для которых характерен присущий им обычно яркий Положительный эмоциональный тон». (8)

«Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувством тонов, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение бывает более или менее ярко выраженным характером приятного и неприятного. Многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи нетерпимые и другие — упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении так велика, что она породила целую отрасль — парфюмерную промышленность».

В силу той роли, которую обоняние играет в надстройке функций вегетативной нервной системы, выполняющей адаптационно-трофические функции (9) по отношению ко всем видам чувствительльности, обоняние может оказывать влияние на пороги различных органов чувств.

Вспомним также сказанное ранее о физиологическом действии душистых веществ.

Запахи связываются ассоциативным путем с разными переживаниями. Мимолетное обонятельное впечатление может воскресить воспоминание даже о давно прошедших временах.

У каждого народа были свои излюбленные запахи, свои вкусы к ним, и эта любовь к определенным запахам проявляется настолько ярко и типично, что мы вправе говорить о существовании отличительных черт в парфюмерии, свойственных различным национальным вкусам.

Возьмем для примера индийские, итальянские, немецкие, французские, английские, мексиканские и другие духи: индийские — или так называемые восточные духи — экзотичны, полны солнца и зноя; итальянские — темпераментны и светлы; немецкие — строги и суховаты; французские — игривы, и чувственны; английские — сухи и чопорны; мексиканские — пряны и ярки. Тут сразу становятся ясными отличительные «черты», характеры запаха.

В СССР с его многомиллионным и многонациональным населением мы имеем различные запахи, особенно излюбленные тем или иным народом.

В средней полосе СССР, например, особенной любовью пользуются запахи сочные, широкие, несколько прохладные, например, с характером сирени, ландыша и т. д. В Прибалтийских республиках предпочитают запахи прохладные, влажные, несколько строгие, например, приготовленные на основе лаванды (этим характерны особенности запахов духов и одеколонов, выпускаемых Рижской фабрикой Главпарфюмер), на Кавказе — густые, яркие, сочные, мелодичные (с чуть пряным оттенком), например, содержащие значительное количество дубового мха, фиалки, ириса, мускуса, жасмина, роз с большой добавкой цитрусовых масел, гвоздики; в Средней Азии — яркие, солнечные, пряные, широкие, певучие и звучные (например, на основе гвоздики, с добавлением фиалки, жасмина, салициловых эфиров, розы и т. д.).

Эта специфика во вкусах привела к тому, что Главпарфюмером создаются фабрики в национальных республиках с тем, чтобы на месте разрабатывались рецептуры и выпускались парфюмерные изделия, могущие полностью удовлетворить вкусы местного населения, созданные на основе изучения его вкусов.

Предпочтение часто отдается главным образом духам, в основном, построенным на запахах растений, или напоминающих запахи растений, растущих в той зоне, в которой живет данный потребитель. В этом отношении у парфюмерии имеется общность с музыкой. Возьмем для примера русские песни или вариации и симфонии на русские темы: русский слушатель хорошо понимает эту музыку, так как песенный строй этой музыки (народные мотивы) понятны русскому человеку, сроднившемуся с ними с детства.

Диапазон впечатлений, которые могут вызвать духи, неограничен. Приведем примеры впечатлений, вызванных различными духами. Эти сведения были собраны автором среди многочисленных лиц в период 1936—1953 гг. Интересно, что при этом наблюдались незначительные колебания в определениях.

Шипр создает впечатление мужества, простоты, силы.
Гелиотроп, акация, мимоза (и отчасти магнолия) считаются сладкими, сентиментальными, полными зноя и духоты.
Гвоздика — запах пряный, полный теплоты, темперамента, бодрости.
Клевер дает ощущение шири, запаха цветущего луга.
Ленинград и Белая ночь — запахи прохлады, своеобразной истомы, строгости.
Пармская фиалка — запах экзальтированный, жаркий, чуть сентиментальный.
Красная Москва — ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью.
Пиковая дама создает настроение таинственности, печали и грусти.

Из заграничных духов были проверены; Черный нарцисс (10), Бандит, Тоска; эти духи создают впечатление грусти, опустошенности. Продолжительное разнюхивание этих духов создает какое то «панихидное», «ладанное» настроение.

Во время дегустации в 1953 г. дегустационным советом Главпарфюмера духов и одеколонов Торнад, Шантиль, Эгоист фирмы Rеveillon в Париже (выпуска 1951 г.) у большинства членов совета они вызывали настроение «большой грусти, депрессии» и характерно, что даже у тех членов совета, которые отрицали связь запахов с настроениями.

Конечно, такие эмоции запахи вызывают не у всех людей, но последние далеко не являются исключением или редкостью, и эти эмоции появляются главным образом у лиц с более развитой первой сигнальной системой (по классификации акад. И. П. Павлова). При этом запахи у одних могут вызвать более сложные, а у других менее сложные ассоциации, например, свежести, холода, теплоты, спокойствия, сладости, горечи, сухости и т. д. (11)

Расширение ассортимента парфюмерных изделий развивает вкус у населения и вырабатывает способность к более тонкой оценке и пониманию их как произведения искусства, создаваемого парфюмерами: «Предмет искусства, — а также всякий другой продукт, — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета». (12)
При этом широкая популяризация сведений о различных видах искусства приводит к более глубокому их пониманию.

Таким образом, можно установить связь между впечатлениями или, точнее, настроениями, получаемыми от раздражения различных органов чувств, наличие подобия последовательных впечатлений, вызываемых как с помощью обоняния, так и других органов чувств. Мы можем установить существование последовательных обонятельных впечатлений, подобных слуховым, т. е. звуковым впечатлениям, получаемым от групп музыкальных тонов, а также зрительным впечатлениям, получаемым от гаммы красок.

Из органов чувств, способных вызвать чувство красоты, целой эмоции (настроения), то есть зрения, слуха, обоняния, — последнее не может быть исключено, хотя оно обладает специфичностью, как и первые два.
______________________________________________________________

1. С точки зрения парфюмеров.
2. "Беседы о природе и человеке" (написана группой ученых), изд. Молодая Гвардия ЦК ВЛКСМ, 1947.
3. Xасхачих "О познаваемости мира", ГосПолитиздат, 1950, стр. 82.
4. С. Л. Рубинштейн "Общие основы психологии", Учпедгиз, 1950, стр. 15.
5. Хасхачих "О познаваемости мира", Госполитиздат, 1950, стр. 84.
6. Ф. Энгельс "Диалектика природы", изд. 6, 1934, стр. 53.
7. С. Л. Рубинштейн "Психология", Госиздат, 1940, стр. 171.
8. С. Л. Рубинштейн "Основы общей психологии", Учпедгиз, 1940.
9. Трофический нерв регулирует обмен и питание тканей.
10. В природе не существует черного нарцисса. Духи Черный нарцисс (Narziss noir) выпущены примерно в 1939—1940 гг. одной французской фирмой. Не случайно эта фирма «перекрасила» такой радостный и светлый цветок, как нарцисс, в черный цвет и под этим девизом выпустила эти духи.
11. См. брошюру "Парфюмерия и косметика", изд. Главпарфюмера, 1952, стр. 19.
12. Маркс и Энгельс, Соч., т. XII, ч. 1, стр. 182, 1935.

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com