?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тембр.

Под тембром понимают особый характер или окраску звука (той же силы и высоты), зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Эта окраска приобретает особенное богатство благодаря тому, что она придает звуку (человеческого голоса, музыкального инструмента) большую эмоциональность, приятную гибкость, полноту, мягкость.

Основной тон сопровождается большим или меньшим числом гармонических тонов, от которых зависит тембр. Так, звучащая струна колеблется не только просто целиком, но ее части колеблются отдельно, усложняя, таким образом, общую форму колебания струны, от чего, следовательно, и должен зависеть оттенок звука.

Различные музыкальные инструменты отличаются друг от друга тембром: та же нота, тот же звук, взятый на струнных, духовых, металлических и деревянных инструментах, отличаются друг от друга своим оттенком, различным тембром (1).

Какова же сущность и роль тембра в парфюмерии?

Возьмем для примера общеизвестное по запаху розовое масло и попробуем добавить к нему ванилин в таком количестве, чтобы запах первого не затушевался и запах второго не выделялся. Тогда мы заметим, что запах розы остался в полной форме, но он смягчен ванилином, т. е. ванилин изменил окраску запаха розы, он стал несколько светлее, слаще. Прибавим далее к этой смеси немного фенилэтилового спирта и обнаружим, что запах розы стал к тому же значительно теплее. Это определение (теплее) здесь является не переносным, а прямым, так как (как мы указывали в разделе «Психофизиологическое действие запахов, цветов и звуков») фенилэтиловый спирт вызывает тепловые ощущения. Отчего могла измениться окраска запаха и как это может быть объяснено?

При испарении душистых веществ (ощущения запаха без этого не может быть) улетучиваются не только отдельные душистые вещества (в данном случае розового масла), а одновременно все составные части этой смеси, иначе мы чувствовали бы запах не всего комплекса, а отдельных душистых веществ по мере их раздельного испарения.

От одновременного улетучивания всех составных частей смеси зависит оттенок запаха.

Для душистых веществ влияние тембра еще легче проследить при сравнении апельсинного, мандаринного и померанцевого масел. Все эти масла близки по своему запаху, но только обладают различными тембрами, разными оттенками и окраской запаха. Изменить тембр душистого вещества нетрудно; если, например, к апельсинному маслу добавить немного лимонного, основной мапах апельсина остается резко различим, но тембр (окраска запаха) его будет изменен более или менее, в зависимости от количества добавленного лимонного масла. То же явление будет при добавлении иланг-илангового масла к терпинеолу; запах терпинеола (сирень) остается, но тембр его меняется. Далее, флер д'оранжевое масло отличается от неролиевого также своим тембром. Тем же отличаются друг от друга различные сорта розового масла. Общеизвестно, что растения одного и того же рода и вида, растущие в различных климатических условиях, дают масло, отличающееся своим оттенком, и одни и те же натуральные душистые вещества, в зависимости от способа добывания, места произрастания и времени сбора сырья отличающиеся своими оттенками, своим тембром.

В парфюмерии влияние тембра огромно: от него зависит полнота запаха, его красота, мягкость, округленность, свет, чистота, возвышенность, богатство, или (как это имеет место в масле жасмина) его бархатистость, столь ценимые потребителем. Примером могут служить духи "Красная Москва", в основном представляющие собой фиалковой комплекс, по запаху сам по себе довольно сентиментальный, но который благодаря изменению тембра и введению ряда гармонирующих веществ получил особую красоту и богатство запаха. Далее, примером могут являться духи "Креп-де-шин", представляющие собою довольно точный запах шипра, но только с измененным тембром; духи "Магнолия", представляют собой запах ландыша, но с измененным тембром, и многие другие.

Гармоническое заполнение.

Кроме лейтмотива или мелодии, в каждом произведении искусства имеется еще гармоническое заполнение, придающее особое богатство, красоту мелодии, оформляющее ее, являющееся ее украшением, без чего сама мелодия оказалась бы бедной.

Гармоническое заполнение должно гармонировать как с настроением, так и с содержанием.

В музыке, все то, что входит в композицию помимо мелодии, объединяется общим термином аккомпанемент или сопровождение, так как сопровождает и дополняет основную мелодию. Иначе говоря, эта инструментовка, оркестровое убранство, музыкальная ткань произведения.

Такое гармоническое заполнение имеет место и при составлении парфюмерных композиций, когда в них вводятся некоторые
запахи, как бы сопровождающие и подчеркивающие основной тон, так сказать аккомпанирующие ему.

Как бы точно кумарин не передавал запах свежего сена, ионон — запах фиалок, терпинеол — запах сирени или гидрооксицитронеллаль — запах ландыша, они самостоятельно не могут быть применимы в качестве духов потому, что они слишком элементарны, просты. Они не завершены и без украшения — «оркестровки» или «инструментовки» — не представляют собой законченного парфюмерного продукта. Всякое химически индивидуальное вещество и всякое эфирное масло любого тона и оттенка, когда они одни или в смеси выбираются в качестве лейтмотива, нуждаются в дальнейшем оформлении, гармоническом заполнении, без чего они лишены цельности, красоты, изящества и не могут быть приемлемыми как парфюмерное целое, а лишь как часть ее, хотя и очень значительная.

При этом гармоническое заполнение должно соответствовать стилю и характеру лейтмотива, и только тогда оно будет гармоничным (2). Душистые вещества, составляющие это заполнение, выбирают из числа гармонирующих с ведущим запахом, но отливающихся от характера основного ведущего запаха. Это значит, что заполнение будет вполне гармонично только тогда, когда будет состоять из веществ, более или менее резко отличающихся по запаху от основного ведущего запаха, когда сопровождение будет дано на других «инструментах», чем ведущий запах. Далее, на примере гармонического изложения запаха трефль, мы увидим, что кроме эфиров салициловой кислоты, их основного аккорда, в композицию входит гармоническое заполнение из различных душистых веществ, по запаху резко отличающихся как между собой, так и от эфиров салициловой кислоты, например, жасмин и дубовый мох, пачулиевое масло и ванилин, гелиотропин и лимонное масло, ирис и фенилацетальдегид и т. д.

Одной из главных задач парфюмера является присоединение к данному лейтмотиву аккордного (гармонического) сопровождения на основании индивидуального понимания запаха данным парфюмером.

Доброкачественные композиции (особенно для духов и одеколонов) всегда очень сложны по составу. Помимо введения в них большого количества душистых веществ, следует учесть, что многие из компонентов, обозначаемые одним наименованием, например, жасмин, роза, неролиевое масло, т. е. все натуральные душистые вещества или готовые базы, сами являются комплексами многих индивидуальных душистых веществ. Сложность композиций объясняется, прежде всего, необходимостью введения постепенных переходов — звеньев между различными душистыми веществами.

Отсюда можно сделать вывод, подтверждающийся на практике: полнота запаха смеси душистых веществ — один из самых важных факторов оригинального эффекта и тонкости — тем выразительнее, чем большее количество компонентов входит в ее состав, и чем полнее и разнообразнее гармоническое заполнение, независимо от того, входят ли многие из компонентов в малых или значительных количествах.

При составлении новых композиций и подборе для них душистых веществ необходимо добиваться, чтобы гармоничное сочетание проявлялось сразу. В дальнейшем, при выстаивании композиции в течение длительного срока, за ней систематически наблюдают. Бывает, что в течение этого времени вследствие происходящих в ней химических процессов запах растраивается: отдельные нюансы усиливаются или ослабляются, и иногда уменьшается интенсивность основного тона композиции или слишком сильно выделяется побочный. Такие случаи не часты и, как правило, являются следствием ошибки в пропорциях; эти ошибки легко исправляются. Но нельзя всегда видеть дисгармонию в таком непредусмотренном последующем доминировании одного запаха: в некоторых случаях это приятно, оригинально и может служить основанием для получения запаха с новым оттенком. Обычно после выдерживания композиции запах ее от времени улучшается, сглаживается, становится ровнее и стройнее, т, е. более цельным и полным.

Изменение запаха количественным изменением ингредиентов смеси.

Уменьшением или увеличением количества одного и того же ведущего запаха (базы) и введением новых добавочных душистых веществ может быть изменен весь характер композиции.

Это видно на примере духов "Трефль". При постепенном увеличении содержания эфиров салициловой кислоты и оттенения их несколько измененным гармоническим заполнением можно перейти от запаха трефль к орхидее и, наконец, к цветущему маку. Запах салициловых эфиров в трефле выделяется не резко, в орхидее — совершенно четко и доминирует над всем комплексом в цветущем маке.

Приведем пример перехода от одного запаха к другому, в данном случае от сирени к жасмину при помощи уменьшения количества основной субстанции (базы), незначительного изменения ее состава и постепенного введения новых составных частей (гармонического заполнения).

В качестве базы взято сложное соединение родственных по запаху терпинеола, гидрооксицитронеллаля и линалоола в смеси с элементами жасмина, как-то: жасмин иск., бензилацетат, жасмин альдегид (в %):

База № 1. Сирень, элементарный тип.
Терпинеол       61.9
Гидрооксицитронеллаль           33
Жасмин          5,1
  100.0


База № 2. Сирень, развернутый тип.





Терпинеол       40.5
Гидрооксицитронеллаль       40.5
Жасмин альдегид          10
Параметоксиацетофенон             1
Ионон             8
  100.0


База № 3. Сирень, законченный тип.











Терпинеол           29
Линалоол          5.8
Жасмин альдегид          5.8
Гидрооксицитронеллаль            13
Кананговое масло        20.2
Обепин          8.7
Гелиотропин          5.8
Родинол          4.3
Фенилэтиловый спирт          4.3
Изоэвгенол          1.7
Параметоксиацетофенол          1.4
  100.0


База № 4. Сирень модифицированная, ближе к жимолости.








Линалоол          5.4
Гидрооксицитронеллаль        50.1
Бензилацетат        10.8
Кананговое масло          7.2
Гелиотропин        19.8
Обепин        14.3
Изоэвгенол          1.1
Метилантранилат          0.3
  100.0


База № 5. Композиция со свежей зеленой нотой, ближе к гардении.









Терпинеол        13.3
Линалоол        23.6
Гидрооксицитронеллаль              3
Бензилацетат        11.9
Иланг-иланговое масло          8.9
Жасмин иск.        14.8
Линалилацетат        10.4
Роза белая иск.        11.9
Гелиотропин          2.2
  100.0


База № 6. Переход от гардении к ландышу.









Терпинеол        10.4
Гидрооксицитронеллаль        21.6
Жасмин иск.          6.5
Родинол        17.2
Фенилэтиловый спирт           13
Изоэвгенол          1.1
Ионон        10.8
Иланг-иланговое масло        10.8
Линалоол          8.6
  100.0


База № 7. Тип с ясным характером ландыша.





Гидрооксицитронеллаль        24.5
Терпинеол        45.5
Бензилацетат             3
Кананговое масло           15
Линалоол           12
  100.0


База № 8. Ландыш (развернутый тип).







Гидрооксицитронеллаль           38
Линалоол        15.5
Бензилацетат          6.2
Фенилэтиловый спирт        12.4
Родинол        18.6
Ионон          6.2
Жасмин альдегид          3.1
  100.0


База № 9. Переход от ландыша к жасмину.




Гидрооксицитронеллаль        54.6
Жасмин альдегид        27.3
Неролиевое масло          9.1
Ионон             9
  100.0


База № 10. Жасмин.








Гидрооксицитронеллаль          6.1
Линалоол        10.1
Бензилацетат        40.6
Жасмин альдегид        13.5
Линалилацетат        20.2
Фенилэтиловый спирт          4.7
Ионон          4.1
Метилантранилат          0.7
  100.0


Из этого примера видно, как верхний аккорд Сирени № 1 переместился в начале - в средний (в композиции Гардения № 5), а затем в нижний аккорд (Жасмин № 10), т. е. они обменялись мелодическим положением и появились в измененном виде.

Фон.

Сочетание душистых веществ независимо от резкости их контрастирования, особенно, если это сочетание предназначается для духов, цветочных одеколонов или пищевых эссенций, нуждается в наложении его на соответствующий фон. Фон этот должен гармонировать с запахом композиции, придавать ей законченность, полноту, цельность, иногда — осмысленность, и главное, придавать букету впечатление реальности. Он необходим абсолютно для всех парфюмерных и пищевых композиций с тонким запахом: тяжеловатых, как пачулиевое, ветиверовое, сандаловое масло и дубовый мох, легких и сладких, как гелиотроп и акация; для однохарактерных и многохарактерных. Парфюмерная техника оказывается в этом отношении в выгодном положении, благодаря наличию таких универсальных фонов, как роза, флер д`оранж, тубероза и, в особенности, жасмин. Эти фоны оттеняют основную идею, оживляют ее и сообщают нежность и иллюзию свежего цветка или букета. Главным элементом, применяемым для парфюмерного фона, является абсолютное масло жасмина, затем абсолютное масло розы, флер д'оранжа, туберозы и жонкили. Масло жасмина своим теплым бархатным запахом украшает и розу, и флер д'оранж, и туберозу.

Приведем примеры применения жасмина, как основного фона. Композиции группы клеверных, без наложения их на фон (жасмин, роза, флер д'оранж), большей частью имеют химический при-запах и напоминают скорее приятно пахнущую лабораторную смесь. Композиция "Гелиотроп", "Акация" и другие, без фона, напоминают скорее кондитерские смеси, чем духи. Фон из жасмина, розы и других сообщают этим композициям парфюмерные качества, приближая их к запахам цветов.

Для композиции "Сирень" необходим фон из большого количества жасмина, единственного продукта, способного придать ей оттенок настоящих цветов. Искусственный ландыш также становится полноценным, если к нему добавить жасмин. Это относится и к целому ряду других композиций. Примешанный к чистым (абсолютным) эссенциям флер д'оранжа, туберозы, розы и других, жасмин дает возможность создавать всякого рода комбинации запахов из искусственных препаратов.

Таким образом, ионон, основа искусственной фиалки, очень удачно изменяется добавлением фона из абсолютного жасмина. Этот фон исправляет специфический запах ионона и придает ему запах свежего растения. "Испанская кожа" — старинная композиция, снова ставшая модной под другими названиями, применяемая для «мужских» духов, обязана своим особенным запахом комбинации жасмина с березовым дегтем, ветиверовым, иланг-иланговым маслами и цибетом. Безукоризненная имитация гардении достигается лишь тем, что она содержит, в соответствующих дозах, настоящие эссенции розы, жасмина, флер д'оранжа и туберозы.

Так называемые восточные эссенции требуют цветочных запахов, которые дают жасмин, флер д'оранж и тубероза.

Композиции левкоя и всех его разновидностей значительно выигрывают от прибавления небольшой дозы жасмина; ноты изоэвгенола, ириса, ванили, входящих в эту композицию, слишком резки, сильны и нуждаются в смягчении.

Духи "Красная Москва", состоящие из смеси основ ириса, фиалки, гвоздики для совершенства (закругления) всех этих первичных материалов и для усиления их тонкого запаха нуждаются в значительной доле жасминной эссенции.

Духи амбры также требуют присутствия жасмина, чтобы не остаться простыми лабораторными растворами.

В духах гиацинта, наряду с очень небольшим количеством фенилацетальдегида, коричного спирта, ионона и цитронеллола, которые являются главными основами, применяют жасмин, с примесью фиалки и иланг-илангового масла.

Даже приготовление розовых духов не обходится без жасмина, придающего им богатый и приятный запах.

Таким образом, в преобладающем числе композиций неизбежно присутствие фона из эссенции жасмина. Специального и иного фона требуют цветочные одеколоны и пищевые эссенции. В одеколонах фон должен обладать освежающим запахом и в то же время не портить запаха остальной цветочной композиции. Это несколько измененная отдушка для тройного одеколона. Цветочные запахи, нанесенные на этот фон, являются великолепным сочетанием, совмещающим приятный запах с освежающими свойствами. Добавление жасмина (и приравненного к нему фона) к цветочной композиции и в этом случае необходимо.

Для всех плодово-ягодно-фруктовых эссенций основным и обязательным фоном являются фруктовые эфиры, без которых эти эссенции напоминают парфюмерные, а не пищевые смеси.

Эти положения часто не учитываются парфюмерами, что и доставляет им немало огорчений при составлении композиций.

Сочетание близких по запаху веществ (сближенных запахов).
Сочетание близких по характеру приятно пахнущих веществ.

Хорошее впечатление достигается от комбинаций, сходных между собой по запаху душистых веществ или их смесей. Комбинации из терпинеола, линалоола и гидрооксицитронеллаля или ионона, метилионона и ирисового масел, довольно близких по запаху, дают очень хорошие сочетания (элементарные аккорды), придающие полноту готовому букету, Они являются гармоническими базами для создания цельных композиций, но могут применяться только в качестве баз, но не готового продукта, даже если они украшены другими, близкими им по запаху душистыми веществами.

Композиции, состоящие из душистых веществ, одинаковые по высоте тона, бедны и однообразны.

Примером могут служить духи "Гелиотроп" или "Белая акация". Эти запахи очень пышны, но мало выразительны, скучны и быстро приедаются.

Однако, картина совершенно меняется, если в смесь из терпинеола, линалоола и гидрооксицитронеллаля ввести иланг-иланговое масло, или в смесь ионона, метилионона и ирисового масла - масло фиалковых листьев и т. д. От этого запах сразу оживает и сам аккорд становится звучнее. Богатство сообщает композиции сочетание различных по яркости и тембру душистых веществ.

Для пояснения, почему необходимо вводить в композицию такое разнообразие душистых веществ с весьма различной окраской запаха, вспомним, что очень часто красота и богатство исполнения музыкального произведения во многом зависит от того, что в оркестр введено значительное разнообразие инструментов с личной окраской звука: арфа, скрипка, виолончель, труба, фагот, флейта и т. д., а не одни арфы, одни скрипки, одни виолончели и т. д.

Весьма рельефно такое сочетание проявляет себя в так называемых тройных одеколонах, содержащих главным образом близкие по запаху цитрусовые масла: лимонное, апельсинное и мандаринное, подчеркивающие запах друг друга.

Если к этой смеси не добавить некоторое количество более или менее контрастирующих с ними по запаху бергамотного, неролиевого, лавандового, розмаринового или других масел, или же соответственных синтетических душистых веществ, запах ее будет монотонным и скучным.

С другой стороны, сочетание сирени и ландыша, клевера и сена дает гармонирующие смеси. Очень хороши, например, смеси близких по характеру шипра и вереска; запах шипра, теоретически несколько грубоватый, смягчается и дополняется нежной нотой вереска и, несмотря на некоторую общность запахов, дает оригинальное сочетание.

Это объясняется тем, что эти запахи сами по себе уже представляют смеси из более или менее резко контрастирующих душистых веществ.

Композиции с гармоничным естественным приятным запахом при смешивании друг с другом никогда не обуславливают диссонанса. Одна из них, прибавленная в избытке, может быть только причиной преобладания типичного запаха в смеси.

Довольно редки случаи, когда от смеси двух готовых компонентов, особенно цветочных, если природный запах их был приятен, получается неприятное сочетание. Тогда говорят о несовместимости этих веществ. При комбинировании индивидуальных душистых веществ такие явления наблюдаются довольно часто.

Сочетание близких по характеру неприятно пахнущих веществ.

Особо следует остановиться на примере сочетания близких по запаху неприятно пахнущих веществ, например, мускуса и амбры с примесью или без примеси цибета, индола и скатола и т. д.

Неприятные запахи дают и в смеси всегда неприятный запах, но добавлением соответствующего душистого вещества с приятным запахом их значительно можно улучшить. Малоприятный запах часто может быть с успехом применим в качестве оригинального нюанса. Примером могут служить духи "Мускус", "Амбра", "Шипр", "Испанская кожа", "Сантал" и многие другие. Неприятные запахи, добавленные в незначительных количествах, часто служат средством украшения букета, придают ему большую характерность. К ним относятся альдегиды (С6 — C12), индол, скатол, масло черного перца и др., при удачном компоновании дающие великолепные сочетания, украшающие многие духи.

Это имеет аналогию с живописью, где необходимо чередование плоскостей, насыщенных с гладкими.

Совершенно исключительное место занимает смесь родственных no запаху пачулиевого, ветиверового, сандалового масел и экстракта дубового мха. Комбинации могут состоять из двух, трех или всех указанных душистых веществ. Несмотря на неприятный запах этих масел и их тяжелый характер, в сочетании они дают изумительные смеси, которые при добавлении ванилина, гелиотропина, ионона, метилионона и т, д. придают композиции великолепный, нюанс. В зависимости от количества введенных в смесь тех или иных из указанных веществ, одно из них играет роль тона, а другие — последовательных градаций пли полутонов, в переходе, например, от «темного» запаха (пачули и др.) к «светлым» запахам (гелиотропин, ванилин и др.) или наоборот (см. следующий раздел).

Сочетание контрастирующих по запаху душистых веществ.
Свет и тени.

Как мы уже говорили выше, сочетание из одних близких но запаху душистых веществ создает монотонность; они становятся скучными, безынтересными. Применение контрастирующих элементов весьма характерно для всех видов искусства, где используется звук, краска, линия. Они являются основой всей оживляющей и. волнующей подвижности искусства. Красота самой природы слагается из контрастов, красок, линий, звуков, запахов и т. д. Тот, кому приходилось долгими часами ездить в тихий ясный день по степи, когда от горизонта до горизонта вся она покрыта только неподвижными золотистыми колосьями пшеницы, тот поймет, насколько этот ландшафт, радуя сердце богатством урожая, и обилием солнца, все же скоро начинает утомлять глаз своим однообразием. Но вот поднялся ветерок, степь зашевелилась и начинает волноваться, появляются переливчатые тени и слышится легкий шуршащий шум. Вся степь как будто оживает. Взгляд ласкает игра света и тени, и такая картина может доставить и зрению, и слуху только одно наслаждение. Особенно хороша такая степь, когда на горизонте темнеет зеленый лес или в нее вкраплены возвышенности, реки, деревья, строения или другие контрасты.

Возьмем букет из одних одноцветных роз, без листьев и стеблей, имеющих другой цвет и другой запах, чем цветы. Несмотря на всю красоту самих цветов и их запаха, в их виде и в запахе будет такая монотонность, что и взгляд и обоняние быстро утомятся, так как нет контрастирующего момента; глазу и обонянию не за что уцепиться. Совсем другое впечатление получится, когда розы будут взяты вместе с листьями, стеблями. Это зависит от того, что цвет, строение и запах листьев и стеблей резко отличаются от тех же цветов.

Сочетание резко контрастирующих веществ занимает в парфюмерии исключительное место. При просмотре рецептур композиций в них может быть отмечена характерная черта; во всех композициях обязательно имеются сочетания противоположных по характеру запахов, душистых веществ, например, пачулиевого масла и ванилина, ионона и гелиотропина, дубового мха и жасмина. В минорную, тусклую ноту (пачулиевое, сандаловое, ветиверовое масла) умышленно вводятся вещества с таким светлым, мажорным запахом, как ванилин, гелиотропин, жасмин, раза. При этом получаются колоритные сочетания. С другой стороны, для большей насыщенности светлых запахов, добавляют вещества более тусклого, иногда неприятного тона: мускус, цибет, индол, скатол и др. Примером могут служить духи "Мускусная роза" (точнее смесь розы с мускусом), "Жасмин" и др.

В живописи для придания картине колоритности обязательно должны сочетаться свет и тени. В нашем случае тенью является вещество с глухим тоном, а светом — душистые вещества со светлым легким запахом. Сочетание тех и других дает колоритную картину, столь необходимую для получения полноценных смесей. В таких душистых смесях, как мускусная роза, мускус, приданный розе в значительных количествах, играет роль дополнительного цвета.

В парфюмерии известны темные и светлые запахи. Все парфюмеры имеют точное представление об этом. Один запах звонче, тоньше, другие толще, грубее. Первые будут более высокими, мажорными, бодрыми, веселыми, а последние — более низкими, тусклыми, минорными, печальными, унылыми. Конечно, впечатление зависит и от общего сочетания. Отсюда возникает и другая аналогия с живописью, заключающаяся в следующем. Противопоставление света и тьмы в природе во много раз превосходит соотношения между самыми светлыми и самыми темными красками, употребляемыми в живописи. Не будучи в состоянии материально расширить пределы, светотени, предоставляемые красками, художник удлиняет существующий в природе переход от светлого к темному путем последовательных градаций тона, или так называемыми полутонами.

Такими полутонами в отношении, например, перехода от пачулиевого масла (самого темного тона) к ванилину (самому светлому тону) являются ветивер, сандал, дубовый мох, ионон и др., служащие одновременно и частью гармонического заполнения.

В натуральном масле жасмина можно заметить последовательные градации тона от индола через метилантранилат к линалилацетату, а от него к линалоолу, затем к жасмину и, наконец, к бензилацетату. Бензиловый спирт, почти не имеющий запаха, играет роль, так сказать, свободного пространства или паузы между линалоолом и жасмином.

В тех случаях, когда душистые вещества сильно контрастируют, их следует спаять полутонами — звеньями, которые служат посредниками при переходе от одного запаха к другому, являются их гармоническим заполнением, создают полную согласованность. Такими компонентами являются вещества, постепенно переходящие от одного тона к другому. На нашем примере, который мы приводим ниже для духов Фантазия, этими веществами в порядке постепенности перехода являются пачулиевое масло, ветиверовое, дубовый мох, ионон, метилантранилат, амилсалицилат, стиракс, лавандовое масло, кумарин, мускус кетоновый, амбровый, изоэвгенол, гелиотропин, розовое масло, иланг-иланговое масло, ванилин. Чем больше этих звеньев или компонентов, тем ажурнее, мягче и глаже получается запах, а основная идея выделяется четче и колоритнее.

Весьма характерно проявление света и тени в сочетаниях некоторых душистых веществ, где мы можем получить и очень светлый и очень темный запах.

Примерная рецептура (в %) композиции для духов "Фантазия".
















Пачулиевое масло              1
Ветиверовое масло              2
Экстракт дубового мха              1
Ионон          0,3
Метилантранилат          0.5
Амилсалицилат          2.0
Стиракс очищенный          0,3
Лавандовое масло          2.4
Кумарин          4.0
Мускус кетоновый          2.7
Мускус амбровый          4.0
Изоэвгенол          4.0
Гелиотропин        13.4
Розовое масло иск.        41.5
Иланг-иланговое масло          0.8
Ванилин        20.1
   100.0


Эта композиция может иметь самостоятельное применение или являться базой для дальнейших модификаций.

Всякая композиция должна иметь свою своеобразную ноту, отчего она становится более выразительной, оригинальной. Эта оригинальная нота оттеняет гармонию всей композиции и придает смеси своеобразно привлекательную особенность, составляющую главную прелесть букета, его красоту, изысканность, Достигается она добавлением небольшого количества вещества с причудливым запахом (например, синтетического душистого вещества).

В качестве выразительной ноты применяют вещества приятного, а иногда и неприятного (мускус, амбра, дубовый мох, пачули, сандал и т. д.) цветочного, плодового и любого другого запаха.

Точно определить те вещества, которые могут быть применены в качестве выразительной ноты, очень трудно. Как правило, выразительная нота подбирается из числа веществ с малоприятным запахом и нередко из числа экзальторов. Экзальторы частично сами являются выразительными нотами, но полностью играют роль последних, когда добавлены в более значительных количествах.

Экзальторы или вибраторы.

Для сообщения композициям большей полноты, оригинальности или прочности часто применяются вещества, ничего общего не имеющие с основными элементами запаха и иногда резко с ним контрастирующие, — одни в относительно большом проценте по отношению к весу композиции, другие же в небольших количествах, а иногда в виде следов. К ним относятся, независимо от их интенсивности, альдегиды С6-С16, индол, скатол, метилгептинкарбонат, метилоктинкарбонат, метилгептинкетон, метиламилкетон, фенилуксусная кислота, фенилацетальдегид, алифатические спирты (С8—С12), куминовый альдегид, метилпаракрезол, метилнонилацетальдегид, мускус, цибет и амбра, нерол, фарнезол и др.

Основное действие этих веществ, если не считать изменений, которые они вносят в композицию, благодаря собственному запаху, заключается в их интересном и важном свойстве экзальтировать другие запахи, придавать им знойность, яркую освещенность, и в то же время некоторую томность (легкое марево). Иногда говорят, что они как бы поднимают запах.

Эти вещества называются экзальторами или вибраторами.

Природа дает нам классические примеры значения экзальторов в запахах растений. Вряд ли найдется такое натуральное душистое вещество, которое было бы свободно от этих факторов или не пострадало бы в отношении запаха, если эти факторы были потеряны или разрушены при добывании душистых веществ из-за несовершенства методики добывания или хранения.

Интересно, что растения более знойных климатов, с большей среднегодовой солнечной радиацией, обладают и более знойным, освещенным запахом.

Противоположностью экзальторам являются вещества, резко ослабляющие или полностью уничтожающие запах другого вещества, делающие его неощутимым для нашего обоняния.
______________________________________________________________

1. Даже один и тот же инструмент в различных регистрах отличается своим тембром. Римский-Корсаков («Основы оркестровки») так характеризует тембр различных деревянных духовых инструментов в низком и высоком регистрах:





Инструмент   В низком регистре   В высоком регистре   
Флейта   Матовый, холодный   Блестящий   
Гобой   Дикий   Сухой   
Кларнет   Звенящий, угрюмый   Резкий   
Фагот   Грозный   Напряженный   


2. Изучение законов гармонии запахов не дает возможности полностью установить эти законы. Даже гораздо более широко изученная наука о цвете, не дала еще удовлетворительного ответа на вопрос о цветовой rapмонии. Она не дает ответа на то, какие цветовые сочетания гармоничны и негармоничны. Очень многое, при этом, зависит от светлоты, от насыщенности, от количественных соотношений и от общей цветовой тональности.

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com